Конференции

    ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Шестернина Лилия Валентиновна,
    учитель начальных классов
    МБОУ СОШ № 20,
    пгт Темиртау Таштагольского района

    «Послушай – и ты узнаешь.

    Посмотри – и ты поймёшь

    Сделай и ты научишься»

    (китайская мудрость)


    XXI век считается информационным веком, веком высоких компьютерных технологий. Сейчас современный ученик живёт в мире электронной культуры и роль современного учителя немного видоизменяется, он должен стать координатором информационного потока. Учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
    Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Всё чаще в последнее время используются информационные технологии в образовательных дисциплинах. Развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире.
    Уроки с использованием ИКТ – являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении». Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость. Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.
    Учащиеся на примере учителя должны знать, что компьютер – умная машина предназначена не только для игр. При помощи компьютера можно получать массу интересной информации, создавать книги, газеты, новые учебные пособия, программы, писать письма, сочинения и т.д.
    Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. «Презентация»- переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
    Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
    Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно создать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
    Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 5 классов – 15 минут.
    Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.
    Электронным помощником для учителя начальных классов является УМК «Школа России». Данное УМК по всем предметам предлагает электронное приложение, которое включает в себя игры, анимации, упражнения, проверочные работы, задания на развитие речи. Всё это позволяет более эффективно организовать работу на уроке.
    Пособия содержат разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звуко-буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии. В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
    На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, может осуществляться демонстрация примеров, задач цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. Так же очень полезным здесь является электронные приложения к учебникам УМК «Математика, авторов М. И. Моро и др. Все уроки сгруппированы по разделам. Каждый урок состоит из трёх экранов: информационного, содержащего объяснение материала параграфа и двух экранов с упражнениями для закрепления пройденного материала.
    В общем, все электронные приложения к учебникам образовательной программы помогают разнообразить каждый урок. Дети с удовольствием выполняют все задания, легко усваивают изучаемый материал, они заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Разнообразные виды заданий развивают познавательные и творческие способности каждого обучаемого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
    Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь.
    Но сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении. Их рационально заменяют компьютерные средства обучения, например, интерактивная SMART-доска. Педагогические возможности электронной доски, как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.
    Электронная доска SMART помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся лёгкими и увлекательными. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске. Таким образом, объяснение материала с использованием SMART-технологий позволяет сделать выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс.
    Помимо всех перечисленных преимуществ, решается задача дефицита двигательной активности учащихся, что является немаловажным компонентом здоровьесбережения.
    Особое место в обучении с использованием компьютерных технологий отведено проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования.
    В заключении, можно сделать следующие выводы:
    Что дают такие уроки учащимся?
    1.         С удовольствием посещать предмет.
    2.         За счёт повышенного интереса, существенно повышать качество знаний.
    3.         При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже самый трудный материал.
    4.         Желание учиться ради познания, а не ради оценки.
    5.         Анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний.
    Что дают такие уроки учителю?
    1.         Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему.
    2.         Использовать разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко использовать обычным путём.
    3.         Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету.
    4.         Подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения.
    Итак, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение эффективности урока. Уроки на которых применяется ИКТ, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления.
    Литература:
    1.         Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.
    2.         Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников английскому языку. «Начальная школа». № 4 2006г.
    3.         Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2009г.
    4.         Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г.
    Сентябрь 2021