воспитатель
МАОУ «СОШ № 10» детский сад
Пермский край г. Кунгур
На протяжении всего дошкольного возраста большое значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, протекающая в различные рода исследовательской деятельности, в частности, экспериментирования. Опыты, эксперименты помогают ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», побуждают к самостоятельному поиску причин, способов, действий, проявлению творчества. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Дети познают объект во время практической деятельности, осуществляют действия с ним, раскрывают его содержание. Чем разнообразнее и интереснее деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Большую радость, удивление и восторг дети испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Ключевые слова: федеральный образовательный стандарт, познавательный интерес, исследовательская деятельность, экспериментирование, познание.
Актуальность данной темы заключается в необходимости постоянного поддержания в детях стремления к самостоятельной познавательной активности, любознательности, умении ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Одной из составных федерального государственного образовательного стандарта ДОУ является образовательная область – познание. Для успешной ее реализации необходимо организовать следующие виды детской деятельности: игровую; двигательную; коммуникативную; трудовую; познавательно-исследовательскую; продуктивную; музыкально-художественную и чтение. Одной из активных форм деятельности, позволяющих сформировать познавательно– исследовательский интерес является – экспериментирование.
В наиболее полном виде исследовательское обучение предполагает следующее:
· ребёнок ставит проблему, которую необходимо разрешить;
· предлагает всевозможные решения;
· проверяет эти решения, исходя из данных;
· делает выводы в соответствии с результатами проверки;
· применяет выводы к новым данным;
· делает обобщения.
Изучив работы многих отечественных педагогов: Г.М.Ляминой, А.П.Усовой, Е.А.Панько, Н.Рыжовой, Л.Н.Прохоровой, Н.Н. Поддьякова, который считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития не истощаемой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Мы пришли к выводу, что необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, представлять им возможность приобретать знания самостоятельно. В процессе экспериментальной деятельности ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Цель: поддержание и развитие в ребёнке интереса к исследованиям, открытиям, создание для этого необходимых условий.
Задачи:
1. Формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
3. Расширять перспективы развития поисково – познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. Поддерживать инициативу, сообразительность, пытливость, критичность самостоятельность.
5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Для создания ряда условий в группе организован кружок экспериментирования «Юный исследователь». В процессе работы дети учатся:
§ видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель;
§ решать проблемы, выдвигать гипотезы, предположения;
§ анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи;
§ отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
§ осуществлять эксперимент и делать выводы;
§ фиксировать этапы действий и результаты графически.
Работа осуществляется по четырём основным направлениям:
1. Живая природа (характерные особенности сезонов, приспособление живых организмов к окружающей среде).
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет).
3. Человек (организм).
4. Рукотворный мир (материалы, их свойства, преобразование предметов).
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к поисковой деятельности в группе организована соответствующая предметно-пространственная среда: уголок экспериментирования; карточки-схемы проведения экспериментов для самостоятельной деятельности детей; «Научная тетрадь» (для записи опытов и экспериментов, и их результаты); материалы, распределенные по темам: «Вода», «Воздух», «Почва»,«Магнит», «Свет», «Звук», «Живая природа», «Рукотворный мир», библиотечка исследователя (энциклопедическая, научная, художественная литература);форма для проведения опытов (фартуки, халаты).
При работе с детьми старшего дошкольного возраста целью является вывести детей на второй уровень исследовательского обучения, при котором педагог только ставит перед детьми проблему, а пути решения ребёнок ищет самостоятельно.
В старшем дошкольном возрасте работа начинается с раздела «Живая природа». Дети знакомятся со строением растений, функцией семян; выделяют циклы развития растения: семя–росток–растение–цветок–плод–семя. Устанавливают зависимость роста и развития растения от ухода за ним. Для закрепления знаний использовала наглядный материал: тематические альбомы, семена растений; дидактические игры «Вершки и корешки», «Найди листочек»;коллекцию семян разных растений.
В процессе работы по циклу занятий «Тепло – холодно» (характерные особенности сезонов) дети определяют взаимосвязь сезона и развития растений, устанавливают зависимость в жизни животных от изменений в неживой природе. При решении этих задач используются: наблюдения; чтение художественной литературы, рассматривание картин, тематических альбомов; дидактические игры «Кто где живёт?», «Когда это бывает?»; сюжетно – ролевую игру «Путешествие в осенний лес»; изготовление поделок из осенних листочков с привлечением родителей.
В разделе «Неживая природа «первым циклом занятий является «Воздух», где дети знакомятся со свойствами воздуха. Лучше понять эти свойства им помогают: игры – эксперименты «Поиск воздуха», «Загадочные пузырьки», «Пузырьки – спасатели», «Морской бой», игры с воздушными шариками, мыльными пузырями, бумажными самолётиками, вертушками, султанчиками, ручной труд - складывании из бумаги веера.
В цикле занятий «Водичка – водичка» дети узнают свойства воды, знакомятся с разными состояниями воды. Для уточнения и закрепления знаний детей используются: экскурсии к реке, наблюдения на прогулке, заучивание стихов, загадки, дидактические игры «Тонет – не тонет», «Прятки в воде», изготовление разноцветных льдинок для украшения ёлки на участке детского сада.
На занятиях по знакомству с магнитом и его свойствами, помогают: игры «Волшебная рукавичка», «Мы – фокусники», «Чья машинка быстрей доедет?»; решение проблемных ситуаций, как достать скрепку из банки с водой, не замочив рук; ручной труд - изготавливают «летающих» бабочек из бумаги; устройство компаса, его использование и применение; изготовление «Волшебного театра» с применением магнита.
В цикле занятий «Человек» дети узнают об организме человека, его строении, функциях его частей. Для этого используется: художественная литература, «Детская энциклопедия»; дидактические игры «Собери фигуру человека», «Узнай на вкус», «Узнай по запаху», «Здоровый малыш».
На занятиях по изо деятельности дети закрепляют свои знания: рисование человека «Клоун», «Лыжник», лепят фигуру человека.
В разделе «Рукотворный мир» дети знакомятся со свойствами и качествами стекла, резины, пластмассы, металла, учатся узнавать предметы из этих материалов. Эти знания помогают обогатить кругозор детей и применить их в проведении опытов. Для закрепления используются: дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Что звучит?», «Тонет – не тонет», «Узнай предмет по описанию».
Родители помогли в создании тематических выставок предметов из данных материалов, делали с детьми поделки из капсул от «Киндер – сюрприза».
Знакомясь с циклом занятий «Живая природа», дети узнают о многообразии живых организмов и приспособлении их к окружающей среде. Дети выявляют особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие им приспособиться к жизни в окружающей среде. Для этого используются: наблюдения за лягушкой, птицами, насекомыми, рыбами в аквариуме; тематические альбомы; изготовление поделок из бумаги «Лягушка», «Бабочка»; художественная литература, загадки; экскурсии в парк и к водоёмам.
По итогам решения поставленных задач была разработана диагностика, которая выявляет отношение детей к поисковой деятельности (проявление интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности) и уровень овладения детьми этой деятельностью, процесс работы (как ребёнок думает и рассуждает).
Отметим, что реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, выставки, мастер-классы с участием детей и родителей. Родители принимают активное участие в оборудовании уголка экспериментирования необходимым материалом, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Таким образом, в ходе работы совместно с детьми были получены следующие результаты:
1. Дети проявляют активный познавательный интерес к экспериментированию;
2. Анализируют объект или явления, выделяя существенные признаки, и самостоятельно делают выводы;
3. Умеют ставить проблему, отыскивать методы и разработки решения данной проблемы;
4. Знают свойства предметов, апробируют и применяют в социальном мире.
Литература
1.Баранова, Э. А. Формирование у дошкольников познавательного интереса как интегративного психического образования /Э. А. Баранова// Интеграция образования. –2006. –№ 3. – С. 124–128.
2.Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников/ Н.А. Короткова// Ребенок в детском саду. – 2003. – № 3, 4.
3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под ред. Л.Н. Прохоровой, М. АРКИ, 2004г.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.