Конференции

    ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ПЕДАГОГАМИ ДОУ

    Хабибулина Зиля Хамитовна,
    воспитатель,
    СП «Детский сад» ГБОУ ООШ №2,
    пгт Смышляевка
    Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования.
    В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
    Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
    Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
    Области применения ИКТ педагогами ДОУ
    1. Ведение документации.
    В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка. Конечно это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.
    Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.
    2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
    В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
    Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
    Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.
    Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.
    Бесспорно важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно-образовательного процесса.
    3. Воспитательно-образовательный процесс.
    Воспитательно-образовательнй процесс включает в себя:
    ·           организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,
    ·           организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
    ·           реализацию проектов,
    ·           создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
    У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.
    Выделяют 3 вида занятий с использованием ИКТ.
    Занятие с мультимедийной поддержкой.
    На таком занятии используется только один компьютер в качестве “электронной доски”. На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для НОД, создаются презентации, или используются уже готовые.
    Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
    Применение слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
    ·           Осуществление полисенсорного восприятия материала;
    ·           Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
    ·           Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
    ·           Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
    ·           Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
    ·           Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
    Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия
    2. Занятие с компьютерной поддержкой
    Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.
    Игровая обучающая игра для детей - это электронный учебник. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания. Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:
    1. Игры для развития памяти, воображения, мышления, речи и др.
    2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.
    3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
    4. Игры-путешествия, "бродилки".
    5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
    3. Диагностическое занятие.
    Для проведения таких занятий требуются специальные программы. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики. Для логопеда использование в практической работе диагностического электронного альбома логопедического обследования детей, созданного в программе Microsoft Power Point или «Логопедической экспресс-диагностики «Мерсибо» (интерактивные игры и упражнения) позволяет сократить сроки обследования, так как весь диагностический материал предоставлен в одной презентации или на одном диске. Использование микрофона для записи речи предоставляет ребенку возможность услышать себя, сравнить тот и другой варианты, выбрать лучший и правильный из них.
    Для представления не только качественных, но и количественных результатов диагностики детей используют возможность программы MS Excel.
    Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
    1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее.
    2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
    3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
    4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.
    5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).
    6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
    7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
    Методическая работа, повышение квалификации педагога.
    В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
    Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
    Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.
    Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, вебинарах, дистанционных конкурсах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников.
    Использование педагогом авторских слайд-презентаций на педсоветах, РМО, конференциях дает возможность подать материал в привлекательном виде, привнести эффект наглядности и помогает усвоить материал быстрее и в полном объеме.
    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
    Использование ИТК дает возможность расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
    • Выступление на собраниях с презентацией.
    • Участие в творческих конкурсах детей
    • Изготовление буклетов, памяток, рекомендаций для родителей
    • Консультативная помощь на страницах персонального сайта
    РАБОТА НА СТРАНИЦАХ ПЕРСОНАЛЬНОГО САЙТА
    При реализации задач воспитательного, профилактического, консультативного и методического направления деятельности, активно используется персональный сайт, сайт детского сада, что позволяет объединить всех участников образовательного процесса в решении задач.
    Остановимся на особенностях сайта, которые позволяют педагогу использовать его в практике: публичность, что делает материалы доступными для чтения коллегами, родителями; возможность оставлять комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, коллег, отвечая на комментарии; позволяет отразить события, происходящие в жизни коллектива, в жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога); авторство. Персональный сайт имеет функцию хранилища электронного портфолио, электронной библиотеки, документов, методических материалов, полезных ссылок, собственных разработок, фотографий, видео.
    Однако следует помнить, что использование ИКТ не заменяет живое общение педагога и ребенка, педагога и родителей, а дополняет его. Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами позволяют педагогу не только идти в ногу со временем, выполняя требования законодательства, но и оптимизировать, систематизировать свою работу, значительно повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
    Сентябрь 2021