Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Мельникова Елена Евгеньевна,
Воспитатель,
ГБДОУ детский сад 73 присмотра и оздоровления
Красногвардейского района,
г. Санкт-Петербург
Современную жизнь невозможно представить без компьютерных технологий. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в ХХI веке, очевидно. Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Владение новыми информационными технологиями становятся в один ряд с такими качествами как умение читать и писать.
Современное дошкольное образование является первой ступенью в единой системе образования России. Это положение закреплено в Федеральном законе "Об образовании" и в Государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС). Одним из требований принципов и задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является вариативность и разнообразие содержания организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников.
Нам, педагогам-дошкольникам следует адаптироваться к новому информационному веку. Сегодня почти все педагоги используют компьютеры, как для самообразования, так и для поиска новой информации, обмена опытом, на занятиях для обучения детей. Использование компьютера открывает для педагога неограниченные возможности, новые перспективы в поиске улучшения образовательного процесса. В своей работе можно использовать компьютер как средство:
-создания электронной библиотеки
-электронного портфолио
-копилки дидактических игр
-создание презентаций для родителей и детей.
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. Думаю, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь детей не отличается особой выразительностью, дети зачастую допускают в своей речи аграматизмы (нарушение способности пользоваться грамматическим строем речи), ограничиваются односложными ответами. Для повышения речевого развития к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Одна из важнейших линий познавательно-речевого развития ребенка состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
глубже постигаются понятия числа и множества;
быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
тренируется эффективность внимания и память;
раньше овладевают чтением и письмом;
активно пополняется словарный запас;
развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
развивается воображение и творческие способности;
развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Дети раннего возраста активно стремятся к познавательному и интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к педагогу: "Зачем?", "Почему?". Дети проявляют интерес к играм, разработанных для интерактивной доски, предпочитают разные виды игр. Для этого используют различные методы и приемы: - метод обобщения, анализа, сравнения, классификации, формулировка понятий.
При подготовки к НОД использую электронные ресурсы учебного назначения:
а) мультимедийные презентации (анимация, звук, изображение, рисунки, цифровой фотоаппарат);
б) Ресурсы Интернет;
в) электронные энциклопедии.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, в алгоритмическом порядке.
В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фотографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время на запоминания нового, высвобождает ресурсы здоровья детей, что прописано в ФГОС.
Практика показала, что при условии систематического использования презентаций в сочетании с традиционными методами развития ребенка, у детей значительно возрастает интерес к познавательной и игровой, речевой деятельности.
Применение компьютера влияет на мотивацию детей, проявляет свою оригинальность, задать вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Информационные технологии позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. Ведь мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука. Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить своими эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому. Для большей эффективности презентации строятся с учетом индивидуальных возрастных особенностей, в них включаются анимационные картинки, элементы игры, сказки. Организация воспитательно - образовательного процесса с использованием ИКТ в непосредственно образовательной деятельности способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации. Таким образом, применение ИКТ в дошкольном обучении необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию детей.
И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно – коммуникативные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
Сентябрь 2021