воспитатель,
ГБОУ СОШ СП д/с «Колосок»
Самарская область, с. Пестравка
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
В нашем детском саду в работе с детьми активно внедряются современные технологии по речевому развитию: обучение детей монологической речи, ТРИЗ, моделирование. Для поддержания интереса и потребности говорить, превращать воспринимаемое в речь, особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотехника. Актуальность использования которой обусловлена тем, что как раз в раннем возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для детей раннего возраста как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса, формированию связной речи, обогащении связного высказывания.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Мнемотехника помогает в развитии:
· связной речи;
· ассоциативного мышления;
· зрительной и слуховой памяти;
· зрительного и слухового внимания;
· воображения;
· ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Использование мнемотехники начиная с раннего возраста в настоящее время становится более актуальным.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. В СП д/с «Колосок» используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями т.п.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Их используют для:
* обогащения словарного запаса,
* при обучении составлению рассказов,
* при пересказах художественной литературы,
* при отгадывании и загадывании загадок,
* при заучивании стихов.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется преобразование информации из абстрактных символов в образы.
3 этап: После преобразования информации осуществляется пересказ сказки, стихотворения, загадки, рассказа по заданной теме. В группах раннего возраста с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:
· у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
· появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
· появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
· словарный запас выходит на более высокий уровень;
· дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Содержание работы по использованию приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста строится в соответствии с основными педагогическими принципами. Важно учитывать методику работы с мнемотехникой в зависимости от возраста детей. Включает в себя обязательную работу, как с детьми, так и с родителями. Учитываются возрастные особенности детей, а также важен индивидуальный подход. В целом содержание работы по использованию приёмов мнемотехники состоит из игровых ситуаций, непосредственно образовательной деятельности, бесед, использованию алгоритмов к режимным моментам и трудовой деятельности и т.д. Чем ярче наглядный, дидактический и раздаточный материал, чем разнообразнее и интереснее темы, тем эффективнее будет результат.