Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ДОПОЛНЕНИЕ К ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ. ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Антонова Светлана Евгеньевна
Воспитатель гкн, педагог дополнительного образования
МДОУ «Детский сад № 26»
П. Сапёрное Приозерского района Ленинградской области
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ДОПОЛНЕНИЕ К ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ. ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Много на свете талантов живет!

Кто – то танцует, а кто – то поет!

Кто – то читает, а кто – то рисует,

Скуки не знают таланты в досуге.

Мы по секрету откроем секрет-

просто людей неталантливых –нет!

Людей без таланта не существует!

Хоть капелька малая в каждом, но будет!

Чтобы в пути не пришлось вам скучать,

Важно таланты свои развивать!

Виктория Амилунова

Дополнительное образование дошкольников - это создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивает основная образовательная программа дошкольной организации. Дополнительное образование - это процесс обучения, воспитания и развития, направленный на удовлетворение интересов и потребностей детей, основанный на вариативности и постоянном обновлении содержания.
В данный отрезок времени, дополнительное образование выступает неотъемлемой частью комплексной модернизации отечественной системы образования и вызывает огромный интерес у государственных деятелей и общества в целом. Система дополнительного образования детей переживает период становления. Не имея государственных требований, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения смысла и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и, учитывая специфику свободного времени. Сегодня система дополнительного образования является одним из основных социальных институтов общественного воспитания подрастающего поколения. Другими словами, педагоги этой системы являются исполнителями социального заказа общества по формированию, становлению и развитию человеческого капитала. Педагогический коллектив ставит своей целью прививать навыки исследовательской деятельности, развивать интеллектуальные способности, выявлять и поддерживать наиболее одаренных детей, оказывать им любую помощь в дальнейшем совершенствовании, вовлекать трудных подростков, формировать интеллектуально развитую личность, способную к социальной адаптации и быстрой интеграции в обществе.
Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, отсутствующих у основного:
- личностная ориентация образования;
- профильный подход;
- практическая направленность;
- мобильность;
- многофункциональность;
- разноуровневость
Исходя из своего своеобразия, дополнительное образование стремится к органическому сочетанию множества видов досуга с различными формами образовательной деятельности. Являясь широким и благодатным фоном для освоения общего образования, дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, поскольку не все дети способны к академическому учению. Наряду с этим, выход на различные сферы деятельности положительно сказывается на результатах общего образования.
Дополнительное образование представлено целым рядом направлений. Ведущими направлениями являются: художественно-эстетическое, научно-техническое, экологическое, физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, культурологическое, экономико-правовое. И чтобы понять специфику объединения общего и дополнительного образования, почему они являются неразрывной частью системы, необходимо найти единую смысловую основу. Если общее образование ориентировано на построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности, то дополнительное образование нацелено на раскрытие ценностно-смысловых компонентов мира и, тем самым, на развитие самодеятельности детей. Общее образование ставит задачи по усвоению предметных знаний и способов их реализации, а дополнительное образование раскрывает личностные склонности ребенка, где учебные предметы выступают лишь средством обучения. Также, общее образование нацелено на освоение возрастно-нормативного пространства, а дополнительное образование стремится работать на построение пространства саморазвития личности, социализации, формирования социально-адаптивной личности, тем самым, закладывая фундамент общечеловеческого опыта познания. Исходя из этого, дополнительное образование является частью цепи общего образования, так как развивает индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности и опирается на личный опыт практической жизни ребенка. Усиливая вариативную составляющую общего образования, дополнительное образование дает основу детям для профессионального самоопределения, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Ввиду того, что общее образование не может обеспечить в полной мере индивидуальный подход к каждому ребенку, на помощь ему приходит дополнительное образование. В современном обществе оно предоставляет ребенку возможность самому устанавливать границы своего обучения, воспитания, творческого развития и понимания того, чем бы он хотел заниматься в жизни.
Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в детские сады, школы и дома. Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом. Вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии. Информационные технологии выступают в качестве средства формирования ведущих сфер личности ребенка: социально-нравственной, эмоционально экспрессивной, познавательной, художественно-эстетической, активизации психических процессов, раскрытия творческих способностей.
Научно-техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.
Актуальность работы в данном направлении продиктована самим временем. Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в детские сады, школы и дома. Научно – техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.
Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом. Вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии. Информационные технологии выступают в качестве средства формирования ведущих сфер личности ребенка: социально-нравственной, эмоционально-экспрессивной, познавательной, художественно-эстетической, активизации психических процессов, раскрытия творческих способностей.
Необходимо отметить, что использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно – развивающей среды ребенка. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.
Перед современными педагогами стоит насущная задача - стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ.
Основная цель программы по компьютерной грамотности для детей дошкольного возраста: развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путем применения компьютера. Цель достигается в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, учебной, двигательной, художественной.
Воспитательные задачи.
•       Формирование информационной культуры. Для детей дошкольного возраста – это понимание того, для чего нужен компьютер, в каких сферах жизни он используется, сколько можно работать по времени, как правильно обращаться с техникой. Если эти задачи выполняются, то в дальнейшем ребенок не будет воспринимать компьютер только как приставку для игр, а как многогранное устройство с бесконечными возможностями для образования, для творчества.
•       Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, а также чувства личной ответственности.
Развивающие задачи.
•       Развитие основных свойств внимания, наблюдательности, творческого воображения, логики.
•       Развитие умения думать, исследовать, взаимодействовать, доводить начатое дело до конца.
•       Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, отвечать на них, уметь задавать вопросы.
Образовательные задачи.
•       Формирование начальных навыков работы в графическом редакторе «Paint» и текстовом редакторе «Word».
•       Формирование системы знаний об устройстве компьютера, о правилах поведения и технике безопасности в компьютерном классе.
Отличительная особенность данной образовательной программы заключается, во-первых, в тесном сотрудничестве детского сада со школой. Во- вторых, она даёт возможность каждому ребёнку продолжить в пределах школы дальнейшее обучение работе за компьютером. А основная идея заключается в гармоничном соединении ИКТ с традиционными средствами развития ребенка.
Внимание. В процессе занятий дошкольников на компьютере улучшается их память и внимание. На протяжении дошкольного возраста преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И только на яркие вещи ребенок непроизвольно обращает внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для детей форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Произвольное внимание начинает у ребенка развиваться только к концу дошкольного возраста. Тогда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно-грамматические конструкции.
Занятия на компьютере имеют большое значение для развития не только интеллекта, но и моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что способствует развитию мелкой мускулатуры рук и моторики детей.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т. е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
В результате изучения курса дети должны знать:
• названия и функции основных частей компьютера;
• технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
Уметь:
• использовать в работе клавиатуру и мышь;
• воспринимать и анализировать информацию с экрана;
• осуществлять необходимые операции при работе в «Word» и графическом редакторе «Paint»;
• называть части компьютера;
• сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;
• находить закономерности в изображении предметов, обобщать категории;
• составлять целое из предложенных частей;
• ориентироваться во времени и пространстве;
• осознавать цели и выбирать систему действий для достижения и оценивания результата своей работы.
На занятиях дети учатся преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.
Таким образом, привлекательность дополнительного образования в том, что оно дополняет общее образование разнообразно: может расширять предметные знания, добавлять новые компоненты; стремится увеличивать коммуникабельность личности, оснащая ее новыми средствами познания, труда и общения; способно усиливать мотивацию ребенка для самой образовательной деятельности; вызывать желание личности полнее проявить себя. Все перечисленные достоинства дополнительного образования и делают его весьма привлекательным дополнением к основному образованию.
Сентябрь 2021