Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

МОТИВАЦИЯ КАК ЗНАЧИМЫЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ

Маклакова Оксана Ивановна
учитель географии
МБОУ СШ № 11
г. Новый Уренгой
Реализация программы по заявленному направлению предполагает использование приемов и методов из разных технологий, направленных на формирование положительной мотивации учащихся на уроках географии.
Актуальность
Данный мастер-класс отражает обобщение опыта разнообразных приёмов персонифицированной модели обучения для мотивации обучающихся к самопознанию и саморазвитию на уроках географии.
Цель мастер класса: трансляция учителем своего опыта создания мотивации учащихся на уроках географии путем организации пространства для профессионального общения.
Задачи:
1.         расширить дидактическое пространство педагогов;
2.         раскрыть функциональную значимость мотивационной деятельности учащихся;
3.         познакомить с приемами мотивации
4.         получить рефлексию собственного профессионального мастерства от участников мастер-класса;
5.         оказать помощь участникам мастер-класса при совместном изучении и применении современных приемов мотивации учащихся.
Ожидаемые результаты мастер-класса: обобщение способов и приемов работы на уроке для повышения мотивационной сферы учащихся в персонифицированной модели обучения на уроках географии.
Мотивация обучающегося к активной деятельности на уроках географии один из важнейших факторов, обеспечивающий результативность процесса. Для формирования мотивации на профессиональном уровне преподаватель должен хорошо знать изменения, происходящие в системе образования, новые модели, которые появляются ввиду необходимости учиться в дистанционном режиме. Понятие «персонификация» обозначает деятельность личности обучающегося. Гарри Салливан в 1947 году в качестве основных элементов структуры личности предложил рассматривать «систему персонификаций», сущность которой заключается в сформированности образов себя и окружающих. Чтобы оказывать влияние на персону, любые условия, в которых она существует, должны быть персонифицированы. Персонификацию можно рассматривать с различных позиций: как самоорганизацию обучающегося в образовательном процессе и планирование своего личностного образовательного пространства (Е.В. Болычева); как личностно-ориентированный процесс, который направлен на развитие способностей и интересов учащихся (И.Э. Унт); как ориентированность образовательного процесса на активность обучающегося и его самостоятельность в образовательном процессе (М.С. Клевцова).
В целом персонификация образования – это ориентация образовательного процесса на результаты, обеспечивающие личностное развитие. Персонифицированный подход в образовании ориентирован на содержание урока, отвечающее требованиям вариативности и возможности выбора образовательного маршрута; на использование в образовательном процессе технологий, предполагающих личностно-деятельностную направленность. Среди видов деятельности, в которые педагог включает учащихся, наиболее значимыми становятся творческие. Результатом личностного развития учащегося является его ориентация на построение собственного будущего, его способность к самообучению.
В модели персонификации обучающиеся имеют возможность проявлять инициативу, брать на себя ответственность, возможность организовывать самостоятельную деятельность в решении различных задач, расширять круг общения, использование различных средств коммуникации, возможность выражать свою позицию в группе сверстников, приобретение опыта решения задач разного уровня сложности.
Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования? На мой взгляд, эта проблема встаёт перед всеми думающими учителями географии, а под влиянием перестроек в образовательном процессе возникла необходимость комплексного использования активных технологий, которые бы повышали учебную мотивацию, вовлекали учащихся в активную учебно-познавательную деятельность.
В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету актуализировалась, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Современные подростки быстрее ориентируются в информации, используя персональный компьютер, предпочитая его учебникам. Для формирования мотивации обучения используются следующие факторы: личность учителя, содержание предмета, условия обучения, современные средства обучения, приемы и методы познавательной деятельности. В учебной деятельности для формирования мотивации достаточно успешно можно использовать следующие формы и технологии: игровые, критического мышления, мультимедиа, проблемного обучения, проектно-исследовательскую деятельность, групповую работу и персонифицированное обучение. Из данных технологий наиболее часто на уроках географии и во внеурочной деятельности использую следующие приемы: новизны, личной значимости, семантизации, прогнозирования, визуализации, схематизирования и другие. При постоянном использовании таких приемов на уроках, можно получить следующие результаты: реализация творческого потенциала ученика, улучшение качества знаний, повышение интереса к предмету, повышение самооценки, и самое главное умение, требуемое к обучению ребёнка в условиях ФГОС – формирование постоянного самообучения и самоорганизации. Мотивация в персонифицированной модели обучения формирует познавательный интерес к познанию, область которого - познавательная деятельность, где происходит овладение содержанием учебных предметов через умения и мягкие навыки, необходимые для саморазвития».
Для применения приемов, предлагаемых в презентации коллегам, предлагается поработать в 3 группах. Каждой из групп предлагается выполнить 3 простых опыта, которые можно использовать при изучении темы: «Атмосферное давление»: опыт с бутылкой и яйцом, опыт с переворачиванием стакана с водой и опыт с ёмкостью и пробиркой, показывающий, что вода под действием давления не выливается полностью. В приложении предлагается описание всех опытов.
1 группе предлагается подобрать вопросы, для применения приемов новизны, персонификации и парадокса.
2 группе предлагается поработать и сформулировать вопросы для применения приемов семантизации и визуализации.
3 группе предлагается подобрать вопросы, для применения приемов аналогии, «найди лишнее». Для создания разнообразных вопросов предлагается коллекция картинок, использовать которую, можно, пройдя по ссылке: или воспользоваться интернет – ресурсами.
Для получения рефлексии предлагается пройти по ссылке и заполнить анкету в тестах Google-формы».
Список литературы:
1. Дидактика средней школы / под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982. С. 131.
2. Лекция методиста ИПК, каф. ИОСО Л. И. Сальниковой.
3. Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания // Молодой ученый. 2010. №1-2. Т. 2. – С. 282-287.
4. Синицына А.И. Персонификация содержания образования как профессиональная задача педагога Научно-исследовательский институт непрерывного педагогического образования. 2016. – С. 116-121.
5. Анимашки на тему Школа https://www.liveinternet.ru/users/pariyanka/post233321188
6. Красивые фото: https://fonwall.ru
7. Ссылка на материалы в Google –диске: https://drive.google.com/drive/folders/1pc6zyK7s0d_E4DZQad3aCluTaiuPDZga?usp=sharing
8. Ссылка на тест по рефлексии: https://forms.gle/ESrS3JfUaX4gaDQ99
Сентябрь 2021