Домрачева Татьяна Валерьевна,
Петухова Татьяна Анатольевна,
воспитатели,
МБОУ "СОШ №5 «Обыкновенное чудо»
г. Йошкар-Ола Республика Марий Эл
В основе взаимодействия педагогов, психологов с родителями действует принцип: самый эффективный способ помощи детям - оказание помощи их родителям.
В нашей школе есть возможность осуществлять непрерывное образование детей с 2 лет до окончания средней школы, то есть до 18 лет. Все структурные подразделения учреждения между собой осуществляют преемственность, в том числе и в вопросах взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста с целью обучения их организации и проведению сюжетно-ролевых игр с детьми.
Так работа, начатая в центре «Маленькое чудо» продолжается в детском саду. Обилие и разнообразие возможностей для совместной деятельности воспитателей и родителей позволяют выбрать формы, отвечающие частным интересам и предпочтениям каждой семьи.
Участие семьи, как существенная часть программы дошкольного воспитания весьма полезно для всех участвующих сторон.
Польза для семьи:
Посещая группу, участвуя в ее деятельности, родители:
· Ощущают личную причастность к программе
· Видят, как ее ребенок общается с другими
· Начинает больше понимать в детском развитии
· Получают представления о работе воспитателя и начинают испытывать больше уважения к ним
· Обучаются видам деятельности, которым можно заниматься с детьми дома.
· Знакомятся с друзьями своих детей
· Устанавливают длительные дружеские связи с другими родителями
· Получают возможность помогать ребенку дома в освоении программы.
Польза для воспитателей:
При участии родителей в жизни группы воспитатели могут:
· Проводить больше времени с отдельными детьми
· Понять, как родители мотивируют своих детей.
· Увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи.
· Узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми.
· Получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими.
В выигрыше оказываются все - и воспитатели, и родители, и дети. Членам семей предоставляется много различных возможностей участвовать в деятельности программы.
Воспитатели дошкольных групп используют в своей работе следующие формы работы:
· Наблюдения за играми детей. Родители могут приходить в группу и включаться в игры детей на правах наблюдателя или игрока.
· Информация о значении игры для развития ребенка. Воспитатели на родительских собраниях в средней группе знакомят с видами и содержанием детских игр. Родители получают раздаточный материал, в котором описаны виды игр детей по возрастам.
· Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Получив информацию о значении игры в жизни ребенка-дошкольника, родители охотно откликаются на просьбы воспитателей о пополнении игр атрибутами. Так в средней группе родители купили 5 гюйсов, 5 бескозырок, бинокли, сшили спасательный круг и якорь из веревки сделали канат- и получилась игра «Моряки». Аналогичным образом родители оборудовали сюжетно-ролевые игры: «Аптека», «Кафе», «Ателье», «ДПС», «Почта», «Библиотека», «Хозяюшка», «Военные».
· Работа родителей в центре Сюжетно-ролевой игры в качестве ассистента воспитателя. По предварительной договоренности с воспитателем, родитель придумывает сюжет игры, вносит атрибуты и берет на себя роль. Например, в нашей группе была организована игра «Путешествие на самолете». Мама принесла посудку, поднос, надела пилотку и галстук и взяла на себя роль стюардессы. Ребята построили макет самолета из модулей, распределили роли и начали играть.
· Выступления на утренних кругах по проекту «Все профессии важны». Дети лучше воспринимают информацию, полученную из первых уст. Так родители, рассказывали о своей профессии, приносили настоящие инструменты строительные и медицинские, военную форму, погоны, противогазы. Некоторые родители готовили презентации.
· Организация экскурсий. Прежде чем ребенку в игре выбрать ту или иную роль в игре, он должен познакомиться с действиями. В некоторых случаях воспитатели рассказывают о ролевых действиях, но лучше, когда дети увидят реальную работу той или иной профессии. Родители очень помогают нам в этом вопросе. Наши дети побывали в пожарной части, в парикмахерской, в музее леса, в театре за кулисами, в дендросаде. После экскурсий дети с большим интересом играют в сюжетно-ролевые игры, опираясь на увиденное.
· Участие в разработке игр для детей в рамках родительского собрания «Игра детей - дело серьезное». После проведения теоретического собрания по игре, родители собираются в подгруппе, придумывают сюжетную линию игры, распределяют роли, обговаривают, кто что может принести или изготовить из атрибутов и намечают дату проведения игры с детьми. Это творческий процесс, родители, имея разный личный опыт игровой деятельности, договариваются и приходят к единому мнению.
· Подготовка творческого отчета родителей на общешкольной конференции в конце года.
Ежегодно в конце мая каждый педагогический коллектив школы готовит творческий отчет о том, каким был этот год. Средний и старший дошкольный возраст – это возраст игры, поэтому отчет родителей посвящен игре детей. Как правило, это презентации или фильмы, которые отражают игровую деятельность детей.
· Создание координационного родительского совета при школе. В состав которого вошли: администрация, воспитатели и родители. На первом заседании родители разработали программу действий и решили создать сайт. На сайте «Игроград» размещают информацию о мероприятиях, связанных с игрой детей в дошкольном учреждении. Родители имеют возможность просматривать фото и видеосюжеты об игре детей, знакомиться с письменной информацией о видах игр, прочитать стати из журналов, посвященных игровой деятельности.
· Анкетирование родителей детей дошкольных групп. Воспитатели и психолог детского сада проводит анализ анкет.
Многие из перечисленных форм работы наверняка уже используются и в других дошкольных учреждениях.
Повышая педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, необходимо акцентировать внимание именно на игре как источнике разностороннего развития ребёнка, на обеспечении ею зоны ближайшего развития дочери или сына. Это особенно актуально в современных условиях, когда достаточно большое количество родителей, к сожалению, игнорирует игру как саму по себе, её воспитательный потенциал, так и создание условий для её развития в процессе семейного воспитания. Поэтому мы рассказываем о значении игры в жизни ребенка, знакомим родителей с сюжетно-ролевой игрой.
Игра является неотъемлемым элементом детской субкультуры, элементом системы образования детей, целенаправленно используемым обществом для их воспитания, обучения и развития, подготовки к дальнейшей жизни. Осознание данного положения очень важно в аспекте взаимодействия педагогов и родителей.
Список литературы
1. Доронов С. Г. Педагогические условия активизации самостоятельной сюжетной игры старших дошкольников в детском саду // Москва, 2012. 47с.
2. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение // Москва, Просвещение, 1975. 125с.
3. Игра дошкольника // Под ред. С.Л. Новосёловой. Москва, Просвещение, 1989. С. 226-229
4. Короткова Н.А. Материалы и оборудование для игровой деятельности // Москва: «Элти-Кудиц», 2003. 312с.
5. Короткова Н.А. Сюжетная игра дошкольников. //- Москва: Линка - Пресс, 2016. 101с.