Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

Блинова Светлана Вениаминовна
Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 2» г. Чебоксары
Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.
Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение ИКТ в дошкольном образовании позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это личностно-ориентированные технологии, способствующие реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Это мир с использованием информационных технологий. Современные малыши – это дети «нового времени», которые довольно быстро осваивают разнообразные «технические штучки».
Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать у него основы информационной культуры. Как отмечает Горвиц Ю. М.: «Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности».
Информационные технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного педагога не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Главное подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления об окружающем мире.
Главной задачей познавательного развития дошкольника является формирование у него потребности активно мыслить и способности к нестандартному мышлению, умения преодоления трудностей при решении разнообразных интеллектуальных задач.
Использование компьютерных технологий помогает:
·          привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
·          делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной, что способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
·           с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных и природы, работу транспорта и т.д.);
·          формировать информационную культуру у детей.
Работа с детьми по использованию ИКТ технологии можно построить по следующим направлениям:
1. Интеллектуальное развитие.
2. Развитие внимания.
3. Развитие восприятия и памяти.
4. Развитие речи.
На занятиях в рамках АОП для детей с ТНР используются презентации на такие лексические темы как: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Животные», «Съедобные - несъедобные», «Ягоды» и другие.
В непрерывной образовательной деятельности по формированию математических представлений у детей есть возможность на занятиях работать не только с раздаточным материалом, но и за счет ИКТ познакомиться с цифрой. В разделе по ознакомлению с окружающим миром с помощью презентации ребенок учится сопоставлять картинку и звук в одно целое, помогает лучше классифицировать окружающий мир. Повышается мотивация детей к занятиям. Просматривая презентацию несколько раз, ребенок лучше запоминает информацию
Таким образом, при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Эффективно использование ИКТ и в работе с семьями воспитанников. Современные родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать АООП дошкольного образования. А это возможно, если педагоги и родители осведомлены относительно планов и намерений друг друга.
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с семьями дошкольников:
·          минимизация времени доступа родителей к информации;
·          возможность педагога продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
·          обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
·          оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
·          рост объема информации;
·          оперативное получение информации родителями;
·          обеспечение диалога педагога и родителей группы;
·          оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
В условиях развития современного общества используются разнообразные формы работы с родителями ДОУ с использованием ИКТ (сотовая связь, сайты ДОУ, Инстаграм, Контакты, Фейсбук). Для родителей создана группа в Viber.
Преимущества для родителей:
·          имеют возможность следить за жизнью группы;
·          получают информацию в форме педагогических советов;
·          лучше узнают друг друга (их увлечения, интересы, педагогические взгляды).
Это очень актуально в настоящее время: не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, забирают детей обычно с прогулки, часто родители торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. А дома вместе с ребенком всегда интересно заглянуть в группу в Viber, посмотреть новые фотографии. Родители знакомятся с информационным материалом не только в детском саду, но и дома. Родителям предоставляется возможность наблюдать за развитием детей в ДОУ через фотоальбомы, видеозаписи.
Сентябрь 2021