Воспитатель,
ГБДОУ детский сад №8
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Использование такой инновационной технологии как QR-коды мотивирует к использованию гаджетов в образовательных целях, формирует навыки информационного поиска и вдумчивого использования информационных источников и создает условия для формирования информационной культуры дошкольников. Использование современных педагогических технологий позволяет значительно повысить самостоятельную активность обучающихся, развить критическое мышление, умение самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении, развивает умение пользоваться современными информационными технологиями.
На сегодняшний день особое значение придается использованию информационно-коммуникативных технологий. Их использование в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Ряд событий, происходящих на федеральном уровне (реализация программы «Электронная Россия», принятие поправок к закону «Об образовании») диктуют необходимость изменения содержания, методов и организационных форм всей системы образования, и, следовательно, работы детских садов.
В работе с детьми нужно активно применять возможности использования интерактивных технологий. Среди них особое внимание мы решили уделить QR-коду. QR-код – это прямой преемник штрих-кода. Вот лишь только в базу второго легла разработка азбуки Морзе, собственно, что применялась для автоматизации разного продукта и техники. И десятилетиями штрих-код был обычным вариантом маркировки. Обычные полосы и цифры уже давным-давно стали общепризнанным появлением для всякого современника. Впрочем, способности штрих-кода ограничены. И на замену появляются двухмерные (матричные) коды, среди которых главным по праву стал QR-код.
В отличие от простого штрих-кода QR-код обладает положительными свойствами:
- Увеличение размера закодированной информации в некоторое количество раз;
- Информация не дублируется знаками, понятными человеку;
- На выбор есть некоторое количество разновидностей выполнения.
Практически непросто назвать QR-код чем-то концептуально свежим. Все же разработка в высшей степени близка к традиционному штрих-коду. Впрочем, разница налицо.
QR-код - это связь между реальностью и виртуальным миром, каким бы необычным он ни казался. Возможности, открывающие QR-коды, действительно намного шире, чем раньше. Каждый нынешний телефон или планшет имеет возможность считывать информацию с QR-кода без проблем за доли секунды. И данная информация имеет возможность быть самой различной: данные о продукции, гиперссылка на официальный вебсайт, зашифрованный код, принимающий роль в промоакции, и в том числе и краткий рассказ. Зашифровать, возможно, буквально все, и человек может без особенных задач считать эту информацию, применяя личный карманный девайс.
Богатая фантазия и воображение педагога разрешает расширить круг применения QR-кодов. Потому как, я работаю с дошкольниками, то мне получается завлечь ребят и познакомить с увлекательными QR-кодами.
Занятие для ребят в подобной форме протекают довольно любопытно и занимательно. В такой игровой форме я провожу с ребятами разного рода квесты, в которых QR-коды выступают, как и поручениями для прохождения квеста, например, и указателями направленности перемещения.
Нынешний родитель - человек активный, который постоянно ищет новую информацию, но испытывает недостаток времени. Мы все чаще слышим от них, что в наших приемных нет времени задерживаться, чтобы узнать информацию на стендах, на самом деле не хватает времени искать материалы для занятий с ребятами.
Основная задача нашей работы - гарантировать раскрытие образовательного процесса участникам образовательных отношений. Для удобства ознакомления родителей с нормативными документами мы опубликовали коды на стендах. Родители могут в любое время узнать электронную версию документа, сохранив QR-код в памяти своего мобильного телефона. Мы включили зашифрованную информацию в QR-коды в наших приемах. Они содержат ссылки на сайты педагогов, официальный сайт детского сада.
Успех педагогического взаимодействия между дошкольным учреждением и семьей в настоящее время во многом зависит от того, как педагог использует в своей работе новые информационные и коммуникационные технологии, которые имеют большой потенциал, призванный привлечь родителей и создать условия для активного участия в образовательном процессе образовательного учреждения.
Мир динамичен, поэтому я считаю, что педагог не обязан стоять на месте. Его статус растет только в тот период, когда он увлекает детей и их родителей. Внедрение инновационных технологий в образовании позволяет идти в ногу со временем и сделать образовательное место открытым.
Нас как педагогов интересует возможность использования данной технологии в образовании. Несомненным достоинством QR-кода является простота создания. Это позволяет создавать свои зашифрованные коды и использовать их на различных занятиях, украсить и разнообразить их.
1.ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЛАКАТЫ QR-кода.
Экологическое мировоззрение – это продукт образования. Становление экологического мировоззрения происходит постепенно в течение многих лет жизни человека. С.Н. Николаева отмечает, что для работников сферы народного образования активная позиция – это непосредственное участие в самом процессе экологического образования, повышение своей компетентности в новом направлении педагогики.
Известный специалист в области экологического образования И.Д.Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как
«непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».
Наряду с термином «экологическое образование» в литературе активно употребляется термин «экологическая культура». В одних случаях он употребляется как синоним экологического образования, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Мне кажется очень удачным и понятным определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности».
Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека.
В последние годы дети все больше и больше подвергаются компьютерной и «телефонной» зависимости. Они большое количество времени проводят в сети интернет, играют в компьютерные игры, забывая обо всем на свете. Как «оторвать» их от любимых компьютеров и телефонов и заставить обратить внимание на прекрасный мир живой природы вокруг? В своей работе я попыталась использовать увлечение детей современными гаджетами и совместить его с делом изучения и охраны природы родного края. Любимое занятие детей и самая эффективная форма получения знаний – игра. Поэтому я разработала интерактивные плакаты, которые знакомят детей непосредственно с природой. Рассматривая плакаты с детьми, мы беседуем на тему «Путешествия в природу», чтобы показать разнообразие природного мира, в этом как раз нам поможет QR код.
С помощью, которого мы можем перенестись в мир реальной природы и увидеть чудесные фильмы о природе, отгадать ребусы которые зашифрованы с помощью QR кода, подобрать нужные картинки.
Цель работы: - создание эффективной и современной формы организации работы с детьми с интерактивными плакатами - воспитание современной экологически грамотной личности, способной ориентироваться в современном мире.
Задачи: - способствовать воспитанию экологической культуры человека, используя интересные детям формы занятий; - показать возможности использования современных гаджетов в экологическом воспитании и образовании.
Разработанную форму и методы занятия можно широко использовать для проведения тематических экскурсий игр - квестов по экологической тропе. Также мы предлагаем использовать QR- технологию для экологического воспитания дошкольников во время занятий по экологии, прогулок в детском саду, во время прогулок с родителями по парку, где дети знакомятся с растительным миром парка, с обитателями парка.
(Приложение 1,2,3,4)
2.Интерактивный плакат «Путешествие по Екатерининскому парку» для работы с детьми дошкольного возраста.
Пушкин - город, в котором родились и растут наши дети. Это их родина, и мы с детства влюбляем своих воспитанников в один из красивейших городов нашей страны: знакомим с его историей, достопримечательностями, культурным наследием. Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что наш город - частица России.
Можно ли говорить о воспитании любви к родному городу без сообщения детям определенных знаний о нем? Дети должны знать, что у каждого человека есть родной город, где он родился, знать достопримечательные места, памятники. Основная цель воспитателя - помочь показать детям их родной город, в котором они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Мы, воспитатели рассказываем своим воспитанникам об истории нашего города, о людях, являющихся его гордостью, учим гордиться достижениями предков и современников. Однако практика работы показывает, что при традиционных формах подачи знаний, дети проявляют интеллектуальную пассивность, у них не появляется интерес к сообщаемым сведениям о городе, желание и стремление узнать что-то новое. Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка.
В подборе материала учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы. Именно такая папка дает возможность детям больше получить представления, знания о своей малой Родине.
Цель
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о родном городе, его достопримечательностях и памятных местах; воспитание у детей уважительного отношения к культурным ценностям, истории своего города; способствовать формированию у детей чувства гордости за свой город, любви к прекрасному.
Задачи
- развивать у детей потребность в получении новых знаний о родном городе, научить видеть и понимать красоту и величие своего города. Вызвать интерес к новой информации и желание "добывать" сведения об известных и незнакомых культурных и исторических ценностях родного города;
- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, образное и логическое мышление, навык поиска нестандартных решений, воображение, через речетворчество детей и ознакомление с окружающим; развивать творческие способности детей посредством различных видов изобразительной и игровой деятельности;
- развивать у детей инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению; развивать навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- обогащать отношения родителей и детей опытом диалогического эмоционально насыщенного общения и совместной творческо-познавательной деятельности.
Игровые правила. Последовательность хода определяется брошенным кубиком, отсчитывается число ходов фишками. Выигравшим считается тот, кто первым дошел до финиша.
Игровые действия. Выбрасывание кубика, продвижение фишкой по игровому полю.
Ход игры.
Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографий, на которых изображены достопримечательности парка. Проводится краткая беседа о названиях достопримечательностей парка.
Затем объясняются правила игры; передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике.
Победителем будет тот, кто не ошибётся, правильно отсчитает фишки и первым доберётся до указанного места.
(Приложение 5)
3. ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий – ураганов, наводнений, пожаров. Особую тревогу взрослые испытывают за детей. Желание открывать что-то новое, непосредственность часто ставит детей перед реальными опасностями. У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Многие дети не знают правил соблюдения пожарной безопасности и правил поведения во время пожара. Они обычно прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать даже тогда, когда это можно сделать. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Многие из них не знают номера «01». Это не может не вызвать тревогу.
Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически.
Поэтому проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных. Одним запретом «нельзя» невозможно избежать несчастных случаев, надо стремимся не запрещать, а дать ребенку исчерпывающие знания.
Исходя из этого, перед педагогами дошкольных учреждений стоят следующие задачи:
1. Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека.
2. Формировать чувство повышенной опасности огня.
3. Формировать понимание необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, представление о труде пожарных.
4. Формировать умение вести себя в случае пожара.
5. Формировать личностные качества, дисциплинированность, выдержку, внимание.
Для решения этих я использую интерактивные плакаты по обучению детей пожарной безопасности.
(Приложение 6)
4. ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ
«ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему в дошкольном возрасте необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и педагоги.
Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях получают ранения и гибнут дети. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят из-за беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на улице, по неосторожности детей, из–за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге. Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.
Поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении решили уделить большое внимание по вопросам безопасности правилам дорожного движения. Изучив проблему ознакомления детей правилам дорожного движения и увидев актуальность данной проблемы на современном этапе, мы разработали методическое пособие по ПДД для детей дошкольного возраста.
Интерактивный плакат направлен на формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на улицах города путем внедрения дидактических игр, литературы.
Цель: создание эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного поведения на дороге.
Расширять у детей знания, о правилах дорожного движения, о правилах поведения пешеходов; закреплять знания о дорожных знаках, о сигналах светофора их назначении.
Воспитывать в ребёнке грамотного пешехода.
Создавать у детей положительный эмоциональный настрой.
Познакомить дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.
Сформировать умение у детей ориентироваться на улице символическими средствами дорожного движения.
Умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
Формировать навыки безопасного поведения на дороге.
Довести до сознания детей важность соблюдения Правил дорожного движения.
(Приложение 7)