Старший воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 28» г. Дзержинск
Работа над проектом создания ЛРОС как ресурса социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста началась в феврале 2021 года. Целью проекта является позитивная социализация дошкольников. Команда нашего ДОУ приняла участие в управленческом модуле комплексной программы повышения квалификации по развитию личностного потенциала педагогов и учащихся, инициированной Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» совместно с ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» и поддержанной министерством образования и науки Нижегородской области.
Инновационную деятельность мы начали с выбора проектного совета, который осуществляет общее руководство инновационной деятельностью. Советом разработан План (проект) инновационной деятельности по теме
«ЛРОС как ресурс социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста». Проект включает в себя раздел: «Профессиональная компетентность педагогов как условие позитивной социализации ребенка». Содержание раздела предполагает разработку особой сбалансированной системы повышения профессиональной компетентности педагогов – участников инновационного проекта.
В рамках инновационной деятельности профессиональную педагогическую деятельность принято рассматривать как процесс решения многообразных и разноплановых профессиональных задач.
Каждая педагогическая задача связана с максимальным раскрытием в ребенке его уникального потенциала, развития индивидуальности в определенных инновационных условиях. Это требует соответствующего подхода к её решению, который во многом зависит от самого педагога, его личностного и профессионального потенциала.
Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги.
В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость. Компетентность во взаимодействии – одна из важнейших составляющих профессионализма. Совокупность различных компетенций в целом составляет профессиональную компетентность субъекта деятельности, в нашем случае – воспитательной. В реализации инновационного проекта востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог.
Это может быть обеспечено посредством совершенствования и развития:
- профессионализма педагогов, который не сводится лишь к совокупности их профессиональных знаний и умений, а определяется ещё и качественной совокупностью профессионально важных личностных качеств;
- направленности их личности;
- мотивации деятельности;
- потребности педагогов в саморазвитии и постоянном профессиональном росте, а также их готовности к этому в условиях инновационной деятельности.
Безусловно, развитие и проявление перечисленных характеристик, необходимость формирования профессиональной компетентности имеют важное значение в развитии социальных качеств ребенка, в позитивной социализации детей дошкольного возраста.
Для того чтобы этот процесс был успешным, необходимо постоянно повышать требования к развитию профессионализма воспитателей дошкольных учреждений. И это не случайно, т. к. профессионализм выступает одним из факторов создания творческой, развивающей среды в ДОУ и одним из условий эффективности организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на успешную и позитивную социализацию детей.
Таким образом, в инновационных условиях профессиональная деятельность педагога претерпевает изменения. Смещаются акценты в содержании профессионально-педагогических задач: от педагогического воздействия к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личностей ребенка и педагога в процессе их взаимодействия.
Технология развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ прописана в ежегодном плане инновационной деятельности и призвана обеспечить достижение обозначенной цели за счет реконструкции содержательно-процессуальных и организационных характеристик профессиональной среды ДОУ.
План инновационной деятельности имеет четкую структуру, которая содержит цель, задачи на конкретный учебный год (согласно этапу инновационной деятельности), содержание деятельности, ожидаемый результат, продукты деятельности.
План расписан по направлениям:
- организационное направление (работа проектного совета);
- методическое направление (система повышения профессионального уровня педагогов в рамках инновационной деятельности).
- деятельностное направление (работа с воспитанниками).
Цель системы повышения компетентности – развитие профессионально-личностной готовности педагогов к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности, развития субъект-субъектных отношений, что очень важно в реализации технологий позитивной социализации детей дошкольного возраста.
Профессиональная компетентность педагогов ДОУ будет повышаться, если будут созданы условия, а именно:
- создание личностно развивающей среды;
- организация профессиональных объединений из педагогов- специалистов;
- профессиональный рост педагогов в специально созданных условиях – при разнообразных формах методической работы;
- индивидуальное проектирование профессионального роста педагога, учет естественных различий личностей педагогов и вариативности их образовательных запросов;
- участие педагогов в методических мероприятиях различного уровня по внедрению инновационных технологий с целью формирования профессионального образа педагога нового типа.
Проведенный анализ развития профессиональной компетентности педагогов как условия реализации инновационного проекта позволяет сделать вывод о возможности её развития при организации специальных условий в ДОУ.
Необходимо привлекать педагогов к активному участию в методических мероприятиях различных уровней и направлений, что будет являться мотивацией для развития и саморазвития каждого педагога. Реализация специально организованной личностно развивающей профессиональной среды для развития и саморазвития профессиональной компетентности в ходе участия в различных методических мероприятиях в максимальной степени будет стимулировать процесс и приведет к определенным изменениям позитивного характера.
В рамках реализации инновационного проекта возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблемы самообразования и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий для успешного самообразования каждого педагога.
Таким образом, в соответствии с новыми целевыми ориентирами в профессиональной деятельности педагогов ДОУ становится актуальным вопрос о необходимости развития их профессиональной компетентности как условия успешной реализации инновационного проекта.