Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МДК 03.02 «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ»

Морозова Надежда Николаевна
преподаватель
ГПОУ «СГПК имени И.А. Куратова»
г. Сыктывкар
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания МДК 03.02 «Теория и методика развития речи у детей»
Современные тенденции модернизации российской системы образования обусловили переход системы среднего профессионального образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), являющиеся основным инструментом управления качеством профессионального образования на государственном уровне. Введение ФГОС СПО изменило требования к темпам модернизации образования, определило новые для российской профессиональной школы положения о компетентности выпускника колледжа.
Перед системой образования стоит проблема подготовки подрастающего поколения к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей. Реалии сегодняшнего дня требуют от профессиональных образовательных организаций получения на выходе конкурентоспособного и компетентного специалиста. Новая образовательная концепция ставит перед системой образования задачу подготовки образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, способного рационально организовывать самостоятельную деятельность. Сегодня конкурентоспособность выпускника на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Поэтому внедрение в образовательный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования.
В нашем педагогическом колледже представлен широкий спектр педагогических технологий, которые применяются преподавателями в образовательном процессе: это проблемное обучение, разноуровневое обучение, проектные методы обучения и т.д. Использование достаточно широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогам продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности студентов. Процесс освоения информационных технологий и эффективное их применение в образовательном процессе ведет к гармоничному развитию познавательной сферы обучающихся. Через освоение новых инструментов обучения обеспечивается формирование информационно-коммуникационной компетентности студентов, которая становится фундаментом при создании целостного информационного пространства их знаний.
Одним из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов является использование преподавателем современных информационно-коммуникационных технологий. Это одно из условий современного образовательного процесса, когда основополагающим становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей обучающихся, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ-технологии используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению целеполагания урока. Они дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности студентов. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучающихся, независимо от возраста и уровня образования.
Учебная дисциплина «Теория и методика развития речи у детей» является структурной единицей ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам» и направлена на формирование у студентов профессиональной компетентности в области речевого развития дошкольников. Основная цель заключается в подготовке студентов к практической работе с дошкольниками по развитию их речи. Практическая готовность будущих педагогов включает в себя целый комплекс профессиональных умений:
1) умения, направленные на изучение разных сторон речи ребенка;
2) умения моделировать процесс речевого общения;
3) умения организовать процесс дидактического общения и управлять им;
4) умения анализировать коммуникативный акт с точки зрения его эффективности для речевого развития ребенка и обобщать полученные результаты.
Включение студентов в образовательную деятельность осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет педагогу мотивировать обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействие.
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. В рамках учебной дисциплины «Теория и методика развития речи у детей» мною, как преподавателем, используются электронное учебное пособие, демонстрируемое с помощью компьютера и мультимедийного проектора, мультимедийные презентации, электронные энциклопедии, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD-диски с видео и иллюстрациями. Успех применения каждого из этих средств зависит от верного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с целями и задачами, типологии урока.
Мною разработано электронное учебное пособие, которое направлено на поддержку изучения данной дисциплины, представляющее собой целый блок учебного материала по всем разделам методики развития речи у детей. Не подменяя собой традиционный учебник или другие учебные пособия, электронное учебное пособие обладает собственными дидактическими функциями. Основную роль здесь играет различный материал (теоретический и практический), использование которого варьируется в ходе урока.
Использование электронного учебного пособия актуально и в рамках дистанционного обучения. Функциональные возможности применения электронного учебного пособия в дистанционном образовательном процессе в значительной степени определяются его дидактическими свойствами, такими как: интерактивность, коммуникативность, возможность представления учебных материалов, то есть наглядность (текст, таблица, анимация, аудио, видео), средства мультимедиа. Электронное учебное пособие предоставляет возможность для полноценной самостоятельной деятельности студентов: различные источники информации, быстрое и удобное перемещение по массиву теоретического, иллюстративного, информационного и познавательного материала дает возможность увидеть и исследовать объекты, явления, процессы. Интерактивный режим позволяет студентам самим контролировать скорость «прохождения» учебного материала; разветвлённая структура гиперссылок позволяет при необходимости получить пояснения, дополнительную информацию.
В ходе преподавания дисциплины используются созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты - презентации, содержащие текстовые или графические фрагменты, анимацию, музыкальное или голосовое сопровождение, а также видеозаписи. Практически каждый преподаватель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Для проведения уроков мною созданы мультимедийные презентации в программе Microsoft Power Point и Prezi практически по всем темам дисциплины. В основном презентации носят линейный характер преподнесения учебного материала. В процессе объяснения новой темы на экране представляются ключевые моменты изучаемой темы, появляются определения, схемы, которые студенты конспектируют в тетради. Презентации построены таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.
Мультимедийные презентации используются мною не только в качестве средства визуализации учебных материалов. Они позволяют отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание педагога на ходе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Презентации позволяют мне не просто читать лекцию, но и вести беседу со студентами, активизируя внимание вопросами и тем самым, заставляя их анализировать получаемую информацию, актуализировать ранее полученные знания. Приобретенные навыки применяются студентами в последующем при подготовке к производственной практике. Так, например, студенты создают презентации для занятий на практике в детском саду, записывают различные звуковые оформления к развлечениям и т.д.
Следовательно, преимущества использования компьютерных технологий в преподавании теории и методики развития речи у детей очевидны:
• знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
• широко использовать показ иллюстраций, репродукций картин;
• демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
• прослушивать аудиозаписи произведений художественной литературы;
• активизировать образовательный процесс.
Использование современных информационных технологий в рамках дисциплины «Теория и методика развития речи у детей» позволяет:
- стимулировать познавательный интерес студентов;
- придать учебному процессу проблемный, творческий, исследовательский характер;
- способствовать обновлению содержательной стороны учебной дисциплины;
- индивидуализировать образовательный процесс;
- развивать самостоятельную деятельность студентов.
Преподаватель имеет возможность качественно изменить образовательный процесс: информационно-коммуникационные технологии облегчают творческую работу, помогают накапливать и совершенствовать свои педагогические находки, а также формировать у студентов образовательные компетенции, повышать уровень умений работать с информацией, реализовать их творческие возможности, увеличивать долю самостоятельной работы и в целом повышать темп урока.
Таким образом, сегодня всё больше педагогов преодолевают ограниченный взгляд на компьютер лишь как на техническое средство обучения, предназначенное для демонстрации слайдов, текстов и готовых программ. Всё шире входит в практику создание собственных образовательных электронных ресурсов, что требует высокого уровня владения педагогом ИКТ и больших временных затрат. Вместе с тем отдача от работы окупает затраченное дополнительное время, поскольку способные студенты глубоко погружаются в изучаемую дисциплину, а педагоги более глубоко осваивают технологию создания современных образовательных средств.
Библиографический список:
1.         Киричек К.А. Формы использования информационных технологий в системе среднего профессионального образования / К.А. Киричек // Интернет-журнал «Эйдос». – 2009.
2.         Нажиткова Н.В. Формирование ИКТ-компетентности учителя и учащихся информационными и коммуникационными технологиями в учебном процессе / http://festival.1september.ru
3.         Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000
4.         Павличева Е.Н. Модернизация процессов работы в новой информационно-технологической среды / Е.Н. Павличева // Научные и технические библиотеки. - 2006. - №11. - С.16
5.         Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов / Под ред. А.В. Хуторского. - М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2007.
6. Формирование ИКТ- компетентности обучающихся согласно новым ФГОС / http://fiz-mat-inf.blogspot.com/2010/09/blog-post.html
Сентябрь 2021