Воспитатель
МАДОУ Детский сад «Карусель»
Пермский край г. Пермь
Актуальность проблемы
В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено разнообразием детских заболеваний. Одним из распространенных заболеваний нашего времени является плоскостопие. Плоскостопие -это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.
Содержание программы:
1. Пояснительная записка
2. Цель программы
3. Календарно-тематическое планирование.
4. Методическое обеспечение. Комплексы упражнений.
5. Игры по профилактике коррекции плоскостопия.
Пояснительная записка
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одна из актуальнейших проблем нашего времени.
Плоскостопие – это, деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. Свод стопы начинает формироваться главным образом в период активной ходьбы и должен быть сформирован к трем годам.
Стопа - фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.
При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Одним из частых симптомов плоскостопия является боль в стопе. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит. Перегрузка, переутомление стопы часто возникает у детей с избыточным весом. Однако предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Следовательно, работа по профилактике плоскостопия должна идти по пути улучшения физического развития ребенка.
Цель программы: профилактика плоскостопия.
Задачи программы:
1. Оздоровительные задачи - Сохранять и укреплять здоровье детей.
- Формировать правильную осанку и развивать все групп мышц.
- Содействовать профилактике плоскостопия.
2.Образовательные задачи
- Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость, выносливость).
- Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движения.
3.Воспитательные задачи
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
- Воспитывать чувство уверенности в себе.
Количество занятий- 15 занятий (2 раза в месяц)
Продолжительность занятия -20 минут.
КАЛЕДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Октябрь
Занятие
Цель
Содержание
Оборудование
№1
Цель: упражнять в ходьбе на пятках, переступая через кубики на полу, ходьбе по гимнастической палке вдоль и поперек; упражнять в сгибании и разгибании ног в коленях с зажатым между стопами мячом.
I. Ходьба на пятках, переступая через кубики на полу. Легкий бег на носочках. Ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек.
II. Общеразвивающие упражнения на стульчике,
комплекс № 1
-Ходьба на четвереньках, подталкивая перед собой набивной мяч.
П/и «Зайцы в огороде»
III. Ходьба по массажным коврикам, ребристой доске. Легкий бег.
Кубики, гимнастические палки, стульчики, набивные мячи, массажные коврики, ребристая доска.
№2
Цель: учить захватывать пальцами ног карандаши и перекладывать их с места на место;
упражнять в захватывании мяча и других предметов стопами ног и бросании
I. Ходьба на носках, мелким и широким шагом. Ходьба по массажным коврикам. Бег на носках змейкой.
II. Общеразвивающие упражнения, комплекс № 9 с мячом
- Ходьба по гимн. скамейке с перешагиванием через набивные мячи.
П/и «Зайцы и волк»
III. Игра м/п «Море волнуется»
Массажные коврики, мячи, гимн. скамейка, набивные мячи.
Ноябрь
Дата
Цель
Содержание
Оборудование
№3
Цель: упражнять в ходьбе «гусиным шагом»;
учить массажу стопы;
упражнять в сведении и разведении пяток;
учить ползающим движением стоп вперед и назад с помощью пальцев;
I. Ходьба перекатом с пятки на носок. Ходьба «гусиным шагом». Прыжки ноги врозь, ноги вместе. Ходьба в колоне. Бег.
II. Общеразвивающие упражнения, комплекс №2 «Утята»
П/и «Полоса препятствий» (- подлезание под дугу, - ползание по-пластунски).
III. Ходьба. Массаж стопы.
Коврик для прыжков, дуги, гимн. коврики.
№4
Цель: учить ходьбе на месте, не отрывая носков от пола; - упражнять в поднимании внутренних сводов стопы, опираясь при этом на нужные края стоп; закреплять умение активного сгибания и разгибания стоп
I. Ходьба на носках, на пятках, в полуприсяде. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола. Бег.
II. Общеразвивающие упражнения, комплекс № 10 в положении сидя.
- Прыжки с одной ноги на другую из обруча в обруч.
III. Ходьба «Великаны и гномы», массаж стоп с помощью массажеров.
Гимн. скамейки, обручи, роликовые массажеры.
Декабрь
Дата
Цель
Содержание
Оборудование
№5
Цель: упражнять ходьбе на наружном своде стопы;
- закреплять умение ходить по гимнастической палке;
- совершенствовать ходьбу ребристой доске
I. Ходьба на носках в среднем темпе с переходом на бег. Ходьба на наружном своде стопы; по гимнастической палке; крадучись (с постановкой ноги с носка на всю ступню).
II. Общеразвивающие упражнения, комплекс № 3 «Поход»
- Ходьба по гимн. скамейке с приседанием;
- Прыжки на гимн. скамейке «лягушата».
III. П/и. «Резвый мешочек»
Ходьба по ребристой доске, по массажному коврику.
Гимн. палки, гимн. скамейки, ребристая доска, массажные коврики
№6
Цель: закрепить умение ходьбы на месте с высоким подниманием бедра, с «подошвенным сгибанием стопы»; упражнять в разгибании и сгибании стоп (поочередно).
I. Ходьба по мешочкам, по массажным коврикам, по канату, скрестным шагом прямо. Бег на носках.
II. Общеразвивающие упражнения, комплекс № 11
- Ходьба по гимн. скамейке с опусканием на колено.
- Подлезание под дуги разной высоты.
III. Игра м/п «Запрещенное движение» Ходьба.
Массажные коврики, мешочки с наполнителем, гимн. скамейки, дуги.
Январь
Дата
Цель
Содержание
Оборудование
№7
Цель: закреплять круговые вращения стопы влево-вправо; упражнять в собирании пальцами ног ткани, лежащей на полу; ходьбе на носках по наклонной плоскости.
I. Ходьба и бег на носках. Ходьба по веревке приставным шагом вперед. Ходьба на наружных краях стопы. Легкий бег.
II. Общеразвивающие упражнения, комплекс № 4 на стульчиках.
– Ходьба на носках по наклонной доске;
П/и «Лиса в курятнике».
III. Ходьба.
Стульчики, наклонная доска, гимн. скамейки.
№8
Цель: совершенствовать в захвате, приподнимании и удерживании пальцами одной ноги легкого предмета; - сгибание и разгибание ног в коленях с зажатым между стопами мячом
I. Ходьба на носках. Ходьба в глубоком приседе. Бег.
II. Общеразвивающие упражнения, комплекс № 12 «Со снежками» (малым мячом)
- Ходьба по рейке гимн. скамьи приставным шагом прямо и боком.
- Ползание на четвереньках через тонель
П/и «Медведь и пчелы»
III. Игра м/п «Хитрые белки». Ходьба.
Малые мячи, скамья с рейкой, тонель, гимн. стенка, шишки.
Февраль
Дата
Цель
Содержание
Оборудование
№9
Цель: закрепление ходьбы на наружных сводах стопы и на носках по наклонной плоскости; учить перепрыгиванию через скамейку с одной стороны на другую, опираясь обеими руками.
I. Ходьба на наружных сводах стопы. Ходьба на носочках по наклонной доске вверх. Ходьба по массажным коврикам. Бег.
II.Общеразвивающие упражнения, комплекс №5 «Матрешки»
- Упр.: «Кто быстрее перенесет бумагу пальцами ног»,
- Упр.: «Кто быстрее соберет комочки»,
- Упр.: «Кенгуру»
П/и «Перелет птиц»
III. Игра м/п «Тик-так». Ходьба.
Доска, массажные коврики, комочки бумаги, корзины
№10
Цель: учить прыгать с опорой руками на скамейку – ноги вместе (на скамейке), ноги врозь (по разные стороны скамейки); продолжать учить ходьбе скрестным шагом
I. Ходьба на носках, на пятках, скрестным шагом боком. Бег на носках.
II. Общеразвивающие упражнения, комплекс № 13 с гимн. палкой
- Упр. «Лягушка»
П/и «Не оставайся на полу»
III. Массаж стоп массажными валиками. Ходьба.
Гимн. палки, скамейка, массажные валики.
Март
Дата
Цель
Содержание
Оборудование
№11
Учить балансировать на набивном мяче; закрепить умение перепрыгивать через валики с одной стороны на другую, опираясь руками; совершенствовать ходьбу на наружных краях стоп по канату боковым приставным шагом; отрабатывать ходьбу с постановкой ноги с носка на ступню.
I. Ходьба на носках. Ходьба на наружных краях стопы. Ходьба по канату боком приставным шагом. Легкий бег на носочках.
II. Общеразвивающие упражнения, комплекс № 6
- Балансирование на набивном мяче,
- Упр. На гимн. скамье «Кенгуру».
П/и «Быстро возьми»
III. Ходьба крадучись. Имитационная ходьба.
Канат, мячи, гимн. палки, шишки, гимн. скамья, набивные мячи
№12
Цель: закреплять умение захватывать мелкие предметы пальцами ног; учить удерживать карандаш пальцами стопы и рисовать линии на листе;
совершенствование круговых движений стопами по максимальной окружности
I. Ходьба спортивным шагом, гимнастическим шагом, в полуприсяде. Бег змейкой.
II. Общеразвивающие упражнения, комплекс № 14 «Загадки»
- Прыжки между ориентирами с продвижением вперед.
П/и «Пожарные на ученье»
III. Игра м/п «Пройди не ошибись». Массаж стоп.
Карандаши, листы бумаги, картинки – отгадки, ориентиры, г веревки.
Апрель
Дата
Цель
Содержание
Оборудование
№13
Цель: закрепление ходьбы на наружном своде стопы и с перекатом на носок;
катание подошвами округлого предмета
I. Ходьба на носках, на наружном своде стопы, перекатом с пятки на носок, по гимн. палке прямо и боком. Легкий бег на носочках
II. Общеразвивающие упражнения, комплекс № 7
- Упр. «Кто больше соберет игрушек».
- Упр. «Гусеница» (собирание шарфика)
III. П/и «Великаны и гномы»
Ходьба и бег на носочках.
Гимн. палки, набивные мячи, пластмассовые мячи, набор мелких игрушек, шарфики.
№14
Цель: совершенствование ходьбы по гимнастической палке прямо и боком; упражнять прыжкам на месте и с небольшим продвижением вперед (на носках); совершенствование поворотов голени внутрь и наружу; учить сохранять равновесие приседая на набивном мяче.
I. Ходьба на прямых ногах. Ходьба по гимнастическим палкам прямо, боком. Прыжки на носках с продвижением вперед.
II. Общеразвивающие упражнения, комплекс № 15 с кеглями
- Ходьба по гимн. скамейке с мешочком на голове.
- Подлезание под дуги разной высоты удобным способом.
- Приседание на набивном мяче опираясь руками на гимн. стенку.
П/и «Китайские пятнашки»
III. Ходьба с заданиями.
Гимн. палки, кегли, гимн. скамейка, мешочки, дуги, набивные мячи.
Май
Дата
Цель
Содержание
Оборудование
№15
Цель: совершенствование ходьбы на носках с высоким подниманием бедра и ходьбы по гимнастической палке прямо и боком
I. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра. Легкий бег на носках. Ходьба на наружных краях стоп. Ходьба по гимн. палке прямо.
II. Общеразвивающие упражнения, комплекс № 8
- Упр. «Самый меткий» (забрасывание бумажного комка).
- Перетягивание веревки пальцами ног.
П/и «Дени и ночь»
III. Игра м/п «Запрещенное движение». Спокойная ходьба.
Гимн. палки, гимн. коврики, Комочки бумаги, корзины, веревка.