Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОО

Колесникова Яна Николаевна
воспитатель, учитель - логопед
Брыткова Оксана Александровна
воспитатель, учитель - логопед
Лепетюха Валентина Владимировна
воспитатель
Таршилова Юлия Васильевна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад "Центр развития ребенка" № 57,
г. Белгород
РППС - это основа увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Организация развивающей среды строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, обязательно с элементами регионального компонента, что ведет к непринужденному приобщению детей к истории и культуре родного края.
Для удовлетворения возможностей и интересов каждого ребенка в группе предусмотрены игровые развивающие сектора или центры в которых ребенок может уединиться или наоборот вместе со сверстниками поиграть, объединиться по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и др. Каждый центр включает региональный компонент, в той или иной форме.
Центры активности организованы на основе принципа интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей.
Группа представляет собой «Страну детства», в которой введены свои правила. Каждый центр имеет своего радушного хозяина, способного многому научить детей, быть гидом в любой деятельности, быть другом и наставником (мягкая игрушка или игрушка - самоделка).
При входе в группу находится:
1. Зона «Лучше всех», каждую неделю воспитанники сами определяют «звездочку» отмечают ее достижения. В такой деятельности они учатся оценивать себя и других, свои интересы и склонности. Формируется личностный рост каждого воспитанника.
2. Оформлен календарь «Калейдоскоп событий». В нем мы отмечаем события в течение дня. Это является нашей традицией - «подведение итогов дня». Каждый воспитанник имеет возможность отразить свои интересы в выходной день. С календарем воспитанники работают сами. В детском коллективе они думают, решают, советуются, придумывают схемы отражения.
Раздевалка «Белгородские ребята всегда вам рады!»
На дверцах шкафчиков изображены смайлики, которые умеют не только улыбаться, но могут быть и грустными, строгими, удивленными, хитрыми, уверенными, дразнящими. У каждого смайлика Белгородские имена в уменьшительно-ласкательной форме, связанные с событиями, достопримечательностями, природой родного края, именами знаменитых людей: Везелка, Болховец, Яблочник, Салютик, Август, Волейболик др.
Уголок уединения (релаксации)
Это островок тишины и спокойствия. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место в виде части комнаты, в которой находятся: мягкие подушечки с различными животными, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания; детская мягкая мебель, имитация -витраж окна, цветы, коллаж с фотографиями мам.


Центр «Одногруппники.ру»
Это информационный уголок для родителей. В нем отражается наглядно, и доступно важная информация для просвещения и ознакомления, ведется лента новостей группы, находится «Образовательная афиша». Организуются выставки детские и совместные с родителями, педагогами.
Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности.
Центр краеведения «С чего начинается Родина»

Большое внимание уделяется воспитанию у детей чувства патриотизма, поэтому неслучайно центральное место отведено центру краеведения, где помещена государственная символика родного города, Белгородской области и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д.

Действует меняющаяся выставка «Яркие события Белогорья», где отражаются важные, интересные события края, куда можно сходить или съездить с семьей. Оформлен альбом «Путешествие по карте Белгородской области», где отражены особенности, достопримечательности районов, их геральдика.
Мини - музей народного быта
Здесь представлены куклы в национальных костюмах России и Белгородчины, предметы быта, декоративно - прикладного творчества нашего края, одежда и атрибуты народных праздников.
В мини-музее есть уникальный народный костюм Белгородского края, в который можно нарядиться и запомнить, как называются детали костюма: «понёва», «сорока»
Центр опытно-экспериментальной деятельности Детективное агентство «Важное открытие»

Детское экспериментирование - один из важнейших аспектов развития личности.
Центр представлен многообразием коллекций: открытки, фантики, виды тканей, предметный мир, коллекция различных видов бумаги и самый разнообразный природный материал, объекты для исследования.
В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.
Здесь имеются дидактические игры, в основе которых лежит экспериментирование: игра с цветными стёклами и светофильтрами «Мир меняет цвет», магнитные игры «Весёлая рыбалка», «магнитная мозаика», «Что плавает, что тонет?» и др.
Центр конструктивной деятельности «Строительно-конструкторское бюро»

Центр сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Здесь в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Дети самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек.
Центр математического развития «Раз, два, три, четыре, пять – буду я тебя считать»
Центр направлен на формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
В данном центре располагаются нормативно - знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные паззлы.
Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики. Это развивающие игры Воскобовича, «Разрезной квадрат» Никитина, Палочки Кюизенера, «Логические блоки Дьенеша», «Монгольские игры», и др.
Особый интерес вызывает математическая коллекция «Цифры в нашем городе» (семьи воспитанников пополняют её картинками, фото, предметами, где встречаются цифры, а воспитатель организует на этой основе игры, выставки, составление сказок и рассказов и др.), развлечения.
Центр экологической деятельности «Прикоснись к природе сердцем»
Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. Дети знакомятся и ухаживают за комнатными растениями, сами выращивают лук и овес, создавая мини-огород на окне. Опытным путем дети доказывают преимущества прорастания растений на различных видах почв, подчеркивая особенность черноземной белгородской земли. В данном центре имеются различные дидактические и развивающие игры экологической направленности о нашем крае «Земля-кормилица», «Зеленая столица», «500 парков Белогорья», серии картин: «Времена года», «Животный и растительный мир Белгородчины и России», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д.
Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены макеты (лесостепная зона Белогорья, пустыня, северный полюс, тропики, макеты о животных, растениях нашего края, о доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами.
Центр русского языка «Будем говорить красиво и правильно»
Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
В центре находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки, набор иллюстраций белгородских художников, доступных для восприятия дошкольниками и т. д.
Отдельная выставка посвящена Дню Русского Языка – 6 июня (в честь дня рождения А.С.Пушкина), Дню Славянской культуры и письменности (24 мая). Представлены разнообразные азбуки, лента-история «Мои семейные буквы». Детям нравятся, книжки, словари, созданные в детском саду и в семье «Азбука моей семьи», Белгородский Детский словарь добрых слов «Спасибо за нежность», «Деревенский алфавит» (по наблюдениям в гостях у бабушки), белгородские скороговорки от Бориса Осыкова и т.д.
На логополочке «Звукарик» живёт Кот Ученый - Говорун (из сказки А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», он - хозяин речевого уголка, который помогает детям выполнять сложные артикуляционные упражнения перед волшебным зеркалом, глядя в которое всегда улыбаются.
В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи, находятся игры, направленные на развитие всех сторон речи.
Центр «Мир книги»
Этот центр играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок

имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. Здесь размещаются выставки книг и авторов-именинников.
В центре имеются портреты всех белгородских писателей, много художественной, краеведческой литературы края. Дидактические игры «Отгадай, чьи книжки», «Птицеслов и Зверослов, сколько ты запомнил слов?» и др. позволяют приобщиться к детской литературе Белогорья.

Новая эффективная форма «Библиотека на колесах в Белгороде» (детская коляска, оформленная под передвижную библиотеку) позволяет детям ближе узнать художественные произведения, старшим побывать в гостях у младших, привезти им интересную литературу, прочитать стихи, рассказать или проинсценировать сказку, можно проехать с коляской по всему детскому саду и оповестить о предстоящих литературных событиях, подарить каждой группе книгу и т.д.
Центр сюжетно-ролевой игры «Играй-город»
В этом центре происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме.
Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Игровые макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте).
Центр «Островок безопасности»

Центр безопасности отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Центр помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
Центр двигательной активности «Если хочешь быть здоров!»
Центр содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств.
Особое место принадлежит фото-ленте «Белгородчина спортивная!», где дети могут узнать известных белгородцев С. Хоркину - олимпийскую чемпионку по спортивной гимнастике, белгородскую волейбольную команду «Белогорье» - олимпийцев, Ф. Емельяненко- борца, чемпиона мира. и др. Имеются альбомы, отражающие спортивные события нашего края. Выделен уголок для мини- музея Мяча.
Центр «Творческая мозаика»
В центре дошкольники развивают интерес к художественной деятельности. В нем размещена литература, представляющая мастерство местных, российских, мировых художников, скульпторов, народных умельцев.
В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации, ручного труда, картотека стихов по народно - прикладному искусству, настольно- печатные игры.
Особое место в этом центре принадлежит уголку «Белгородские мастера», где представлены мини-выставки «Белгородские промыслы», к примеру, Борисовская керамика, Старооскольские свистульки и т.п., профессии белгородцев: гончар, стеклодув. Действует выставка белгородского детского писателя – иллюстратора В.Колесника. Дети создают собственные серию книг «Белгородские раскраски».
Центр «До – ми - солька»

В этом центре предоставляется возможность развивать слуховое восприятие и внимание, формировать исполнительские навыки, самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия.
Оформлены: альбомы «Певучая и танцующая Белгородчина» (о фольклорных и хореографических коллективах), песенники «Порушка - Параня», песенник «Частушки от Маланьи»; выставки народных инструментов России и Белгородчины: флейта – «калюка», одинарная и двойная жалейка-«пищики», рожки, балалайка; гребни, ложки, рубель (предметы труда крестьян в старину), гармошка, гитара, барабан и др. Размещена выставка белгородских детских композиторов А.Балбекова, Е.Рыбкина, к ней рисунки детей к песенкам, впечатления от встречи с ними.
Центр «Театральные встречи»
Центр представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый, варежковый, бутылочный, стаканчиковый и др.). Также в уголке действует постоянно меняющаяся выставка фото - коллаж «Семейный театр», есть место для афиш спектаклей Белгородского театра кукол и Белгородского Государственного Драматического Театра им. М.С. Щепкина, открытки, фото - альбомы, книги о театрах Белгородчины, об актерах.
Центр ИКТ
В нем размещены - телевизор, ноутбук, караоке-центр, магнитофон, микрофон, коллекция дисков, флешек и записей с музыкой и сказками. Ноутбук используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций на телевизор, а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми.
«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…». А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности обладающих установкой положительного отношения к миру, уважительного отношения к родному краю с развитым воображением умеющих выражать свои мысли любознательных, выносливых и физически развитых главное – счастливыми!
Сентябрь 2021