Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ, ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПРИВЯЗАННОСТИ И ЛЮБВИ К СВОИМ РОДИТЕЛЯМ»

Посохина Марина Владимировна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 4»
Пермский край, ЗАТО Звёздный
Проект «Приобщение детей раннего возраста к духовно-нравственному воспитанию посредством формирования первоначальных представлений о семье, воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям»
В раннем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ духовно – нравственного - воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи». Самое главное в жизни любого ребенка – его семья. В наше время родители редко бывают дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе. В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребенка оказывают средства массовой информации и компьютерные технологии. Дети не интересуются своей семьей, историей ее создания, не знают о семейных ценностях и традициях. Поэтому у нас возникло желание создать проект, который будет направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям и любви к своей семье. Данный проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому. Цель проекта для педагога: Создание условий для приобщения к духовно – нравственному воспитанию детей раннего возраста посредством формирования первоначальных представлений о семье, воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям. Цель проекта для родителей: Формирование личности ребёнка, через укрепления и развития детско-родительских отношений. Цель проекта для детей: Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи под средством привития у детей чувство привязанности к семье и дому. Задачи: формировать первичные представления о понятии «семья»; поддерживать потребность называть членов своей семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка; вызывать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность); развивать коммуникативные навыки детей (формировать умение играть совместно со сверстниками в сюжетно-ролевые игры по теме «Моя семья»); воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, желание проявлять заботу о родных людях; способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. Планируемый результат: Для детей: наличие у детей определенных знаний и представлений о семье; обеспечение активности ребенка в процессе его социализации; умение испытывать положительные эмоции в беседе о семье; умение выражать свои чувства (радость, нежность). Для родителей: укрепление детско - родительских отношений; успешное взаимодействие со своими детьми; повышение психолога - педагогических компетенций. Для воспитателя: создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта; совместная работа с родителями по расширению знаний детей; повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми. Используемые методы и приёмы для реализации проекта: создание игровой ситуации, сюрпризных моментов; рассматривание картин и книжных иллюстраций; создание альбомов «Моя семья»; оформление выставок в группе и в онлайн закрытой группе «Улыбка»; самостоятельная продуктивная деятельность детей; проблемные ситуации; беседы; консультации для родителей в онлайн закрытой группе «Улыбка», индивидуальные беседы с родителями; совместная организованная образовательная деятельность педагога и детей, детей и родителей в онлайн закрытой группе «Улыбка»; оформление информации для родителей в родительском уголке и в онлайн закрытой группе «Улыбка». Работа над проектом разделилась на этапы. Этапы проекта: I этап (организационный):
обозначение проблемы; сбор информации; организация предметно - развивающей среды в ДОУ; беседы с детьми, для выявления знаний о своей семье; подбор сказок, рассказов, стихотворений, потешек, загадок; составление плана реализации проекта, подбор методической литературы; подготовка консультаций в онлайн закрытой группе «Улыбка» и папки - передвижки для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду», «Роль семьи в воспитании ребёнка», «Как провести праздник в моей семье»; подготовка тематических бесед для родителей в онлайн закрытой группе: «Особенности психологического и физического развития детей раннего возраста», «Первые дни в детском саду», «Уважайте «я» своего «ребёнка», «Права ребёнка в семье», «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому», «Отец – как воспитатель», «Роль мамы в семье», «Роль семьи в воспитании ребёнка», Памятка «Родительские заповеди», Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»; обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта в онлайн закрытой группе «Улыбка», в индивидуальных беседах с родителями; создание альбомов «Моя семья». II этап (практический): опрос детей: «Что я знаю о семье?» (рассматривание фотографий в альбоме «Моя семья» членов семьи, беседа о них); чтение художественной литературы: «Мама» - Д. Грабе; «Бабушкины руки» - Л. Квитко; «Я сама» - И. Муравейко; «Солнышко» - Е. Благинина;
«Подарок» - О. Карышева; «Вот дедушка» - Ф. Фребеля; беседы: «Моя дружная семья»; «Что такое семья»; «Папа - мой лучший друг»; «Как я помогаю дома»; «О братишках и сестренках»; «О бабушке и дедушке»; «Моя любимая мамочка»; ситуативный разговор: «Что готовит мама?»; «Что умеет делать папа?»; беседа по картинкам: «Где работает мама (папа?) »; «Что делать, если кто-то заболел?»; «Что такое хорошо и что такое плохо?»; игровая деятельность; дидактические игры и упражнения: «Назови ласково»; «Вежливые слова»; «Позвони по телефону маме (папе), бабушке (дедушке), братику (сестричке) »; «Помоги маме (папе), бабушке (дедушке), братику (сестричке) »; «Где мы были, что мы видели»; «Кто, что любит делать?»; «Кому что подарить?»; «Кому, что нужно для работы?»; «Хорошо или плохо?»; «Встречаем гостей»; «Можно – нельзя»; «Накормим куклу»; «Уложим куклу спать»; «Кукла заболела»; сюжетно - ролевые игры: «Семья принимает гостей»; «День рожденья куклы»; «Дочка заболела (сыночек заболел) »; «В гости к бабушке (дедушке) »; «Семья»; «Дочки - -матери»; «Детский сад»; «Магазин»; «Больница; «Повар»; настольные игры: «Большие и маленькие»; «Собери семью»; «Ассоциации»; лото «Продукты»; «Одежда»; «Одежда», «Домашние животные», «Мой дом»; театрализованная игра: по сказке «Три медведя»; непрерывно – образовательная деятельность: лепка «Пирожки для всей семьи!», рисование «Цветы для мамы!», аппликация «Папин день!», «Валентинка», рисование нетрадиционной техникой «Мимоза для бабушки»; ознакомлению с окружающим: рассматривание генеалогического древа и описание по плану-схеме: «Моя семья»; рассматривание флага и герба семьи; работа с родителями: изготовление генеалогического древа семьи; создание флага и герба семьи; онлайн фотовыставка «Моя Семья!»; онлайн фотовыставка «Моя любимая мама!»; онлайн фотовыставка «Мой папа самый лучший!»; онлайн фотовыставка «Зимние забавы моей семьи!»; онлайн фотовыставка «Мой ласковый и нежный зверь!»; мастер – класс в онлайн закрытой группе «Улыбка» «Весёлый снеговик!»; мастер – класс в онлайн закрытой группе «Улыбка» «Пасхальное яйцо!»; мастер – класс в онлайн закрытой группе «Улыбка» «Новогоднее окно!»; конкурсы: «Вторая жизнь упаковки»; «Зимние забавы»; «Космос»; «Моя любимая мама»; «Масленица»; «Бабушка рядышком с дедушкой»; «Моё счастливое детство!»; социальное партнёрство: онлайн – занятия «Гимнастика для маленьких ручек» с МБУК «ДК Звёздный» структурное подразделение «Городская библиотека, ЗАТО Звёздный». III этап (итоговый): беседы с детьми; наблюдение за играми детей; подведение итогов проекта; оформление выставки «Моя семья!»; презентация проекта «Моя семья!». Методы сбора информации: беседы с детьми, наблюдение за играми детей (узнают и называют родителей и близких людей по имени? (20%); выражают свои эмоции в беседе о семье? (15%) ); анкетирование родителей (рассказываете ли вы своим детям о семье, близких родственниках? (20%); участвуете ли вы со своими детьми в конкурсах, выставках, мастер - классах? (20%) ). Исходя из результатов полученной информации, нами была выдвинута гипотеза по решению данной темы проекта. Гипотеза проекта: через поставленную цель и обозначенные задачи проекта у детей раннего возраста сформируются первичные представления о понятии «семья», появится потребность называть членов своей семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, проявятся положительные эмоции в беседе о семье, разовьётся умение выражать свои чувства (радость, нежность), разовьются коммуникативные навыки детей, воспитается любовь и уважение к членам семьи, желание проявлять заботу о родных людях, появится возможность для активного вовлечения родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. По истечении работы над проектом нами были получены следующие результаты: беседы с детьми. Наблюдение за играми детей (узнают и называют родителей и близких людей по имени? (65%); выражают свои эмоции в беседе о семье? (70%) ); анкетирование родителей (рассказываете ли вы своим детям о семье, близких родственниках? (20%); участвуете ли вы со своими детьми в конкурсах, выставках, мастер - классах? (20%) ). Исходя из полученных результатов, мы можем сделать выводы: родители стали рассказывать своим детям о семье, близких родственниках; дети с гордостью рассказывают о своих родителях и близких людях, узнают и называют родителей и близких людей по имени; у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, и детьми группы, участвовать в жизни группы, участвовать со своими детьми в конкурсах, выставках, мастер – классах; как результат были изготовлены альбомы – «Моя семья», гербы и флаги семьи; все поставленные задачи решались, а цель достигалась, хотя большую часть работы над проектом нам пришлось проводить дистанционно. За что большое спасибо в плане помощи и понимания родителям и детям группы. Сплоченные общей идеей, дети и родители стали более отзывчивыми и доброжелательными. Сведения об эффективности реализации практики: в процессе работы дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, праздниках; научились проявлять уважение и заботу ко всем членам семьи, быть к ним внимательными, совершать добрые, положительные поступки; у детей сформировалось умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье; дети имеют представление о многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми; мы уточнили и углубили знания детей о семье, её членах; дети умеют называть всех членов семьи, их имена; в речи, дети стали употреблять слова сестра, брат, любимая мама, мой папа; расширили и пополнили развивающую среду группы; активизировали сотрудничество педагогов, детей и родителей; привлекли интерес родителей к жизни детского сада; за время реализации проекта родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками; родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами деятельности своих детей, стали активными участниками совместно с детьми мастер – классов, семинаров – практикумов, родительских собраний, конкурсов и непрерывно – образовательной деятельности, стараются эмоционально поддерживать своего ребёнка; а главное – родители поверили в успех своих детей, поверили в то, что и их дети – дети раннего возраста могут многое. Удобство реализации проекта в том, что решение задач и цели проекта можно решать в течении всего воспитательно – образовательного процесса. Направления, методы, приёмы данного проекта не составят сложности при включении их во все образовательные области основной образовательной программы и адоптированных образовательных программ ДОУ.
Библиографический список
1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, О. В. Чиндилова.
2. Игровые методики. Н. Е. Щуркова.
3. Азбука нравственного воспитания. И. А. Каиров, О. С. Богданова.
4. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» методическое пособие для педагогов и родителей. сост. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова.
5. «Времена года». Хрестоматия для маленьких. сост. Б. Г. Сидоров.
6. Хрестоматия для дошкольников 2-4 года.
7. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василькевич. ФГОС Д. О. 2016г.
Сентябрь 2021