Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ДОУ

Ермакова Светлана Николаевна,
инструктор по физической культуре,
МБДОУ д/с № 68 г. Белгород
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что образовательное учреждение должно обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). В связи с этим особую актуальность приобретает проблема создания современной системы образования детей с аутизмом.
Расстройство аутистического спектра (РАС) – проявляются в нарушениях нервного развития, коммуникации и вербальных способностей, сужением интересов и деятельности, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами.
Аутизм является одной из форм задержки развития, которая выражается в патологическом неприятии окружающего мира.
Ведущие современные классификации рассматривают детский аутизм как общее (первазивное) нарушение развития. При аутизме страдает не какая-то одна или небольшое количество функций, а психика в целом, весь организм.
При детском аутизме некоторые психические функции развиваются с задержкой, в то время как другие – ускоренно, и в результате возникают очень разнообразные варианты клинической картины.
На сегодняшний день, в силу клинического разнообразия проявлений данного искажения возник термин «расстройства аутистического спектра - РАС», объединяющий все варианты аутистических расстройств.
Основными признаками РАС при всех его клинических вариантах являются:
· недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими
· отгороженность от внешнего мира
· слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
· неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными
· приверженность к сохранению неизменности окружающего
· неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано
· однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям
· разнообразные речевые нарушения
· у детей с РАС наблюдаются различные интеллектуальные нарушения
Двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется:
·          наличием стереотипных движений,
·          трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков,
·          нарушениями мелкой и крупной моторики.
Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны и механистичны, с отсутствием пластичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Плавность, точность и ритмичность движений прослеживаются не всегда, в телесном и окружающем пространстве дети с РАС ориентируются с трудом.
Занятия физической культурой, адаптированной к особенностям детей с аутизмом, необходимо начинать как можно раньше.
Данные занятия будут являться не только средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным стимулом социализации личности. При проведении занятий необходимо учитывать его уровень развития двигательной сферы для дальнейшего его моторного обучения. Некоторые дети с РАС могут одновременно демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и неловкость в другой.
Для развития двигательной сферы аутичных детей важен осознанный характер моторного обучения. Необходимо помнить о том, что аутичному ребенку сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам.
Основными задачами обучения аутичных детей на занятиях адаптивной физической культуры являются:
1)        развитие имитационных способностей (умения подражать);
2)        стимулирование к выполнению инструкций;
3)        формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);
4)        воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.
При проведении работы с детьми с РАС необходимо соблюдать определённые условия:
1. Организовать специальные занятия по развитию двигательной сферы.
2. Формировать «учебное поведение».
Необходимо определить для ребёнка место выполнения упражнений, с тем, чтобы в дальнейшем это место ассоциировалось именно с физкультурным занятием и выполнением упражнений и являлось своеобразным стимулятором деятельности. Постепенно приучать ребёнка выполнять упражнения «лёжа», «сидя», а затем и «стоя» на коврике, или сидя на гимнастической скамейке, стуле или другом оборудовании. Такая организация места занятия помогает активизировать внимание аутичного ребёнка на выполнении задания.
3. Использовать метод пассивных движений.
Когда налажен контакт с ребенком при выполнении упражнений или двигательных заданий аутичным ребёнком, необходимо широко использовать метод пассивных движений, постоянно помогать ребёнку и стимулировать целенаправленную деятельность (поскольку дети с расстройствами аутистического спектра не умеют подражать, и даже затрудняются принять нужную позу для выполнения упражнения).
4. Соблюдать относительное однообразие деятельности.
Внимание ребёнка на новой деятельности, как правило, удерживается недолго. Если ему понравилось какое-то упражнение или двигательное задание, то его можно чередовать с другими заданиями и игровыми моментами, а на последующих занятиях лучше начинать опять с этого задания, мотивируя тем самым ребёнка к деятельности, и поддерживая интерес к занятиям. Разнообразить деятельность можно, например, за счёт внесение в задание новых элементов, немного его усложняя.
5.Учить выполнять инструкции «Посмотри на меня», «Делай, как я».
Это условие можно выполнять тогда, когда сформирован телесный контакт с ребёнком, и появились предпосылки глазного контакта.
Овладев вниманием ребёнка, и используя инструкции «Посмотри на меня», «Делай как я», взрослый выполняет определённое движение и называет его. Попытки ребёнка повторить это движение поощряются. Если же ребёнок не концентрирует внимание на движении, показанном взрослым, и даже не делает попыток его повторить, взрослый оказывает физическую помощь в выполнении данного движения. Затем инструкция повторяется и взрослый помогает ребёнку имитировать правильное движение, если ребёнок не выполняет его самостоятельно (проводит ребёнка по движению, задаёт правильную амплитуду, темп и ритм). Важно помнить, что помощь со стороны взрослого нужно постепенно уменьшать с тем, чтобы ребёнок со временем самостоятельно смог выполнить данное упражнение.
6. Использовать простые, элементарные упражнения.
7. Развивать двигательную рефлексивность, т.е. осознанное участие в выполнении движения является как целью обучения, так и признаком успешного развития восприятия и навыков воспроизведения. Развивать у детей умение осознавать выполняемые действия – учить называть выполняемые движения, рассказывать о движениях, о том, с какой целью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные двигательные действия (при этом важно использовать пошаговую инструкцию). Для всех детей с расстройствами аутистического спектра, а для тяжёлых и не говорящих (мутичных) детей особенно широко использовать «Я-концепцию» (проговаривание выполняемых двигательных действий за ребёнка и/или вместе с ребёнком от 1-го лица), например, «Я ползу», «Я ловлю мяч», «Я бегу» и др. Таким образом комментировать всю двигательную активность ребёнка. Это помогает развивать у детей представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ "Я".
В процессе обучения детей с аутизмом необходимо соблюдать определенные правила:
1)        предъявлять учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);
2)        соблюдать правило «от взрослого к ребенку»: взрослый выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое пассивное или активное движение ребенка, давая, таким образом, ему почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент;
3)        соблюдать правило «от простого к сложному»: начинать с простых движений в пространстве тела, постепенно переходить к движениям внешнего пространственного поля (различные виды перемещений), таким образом, постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;
4)        соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сначала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем — спины и ног;
5)        соблюдать проксимодистальный закон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (сначала ребенок учится опираться на локти, затем на ладони; сначала учится стоять на коленях, и только потом — на выпрямленных ногах и т.д.);
6)        обеспечивать последовательное освоение ребенком различных уровней пространства - нижнего (лежа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя);
7)        соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок (упражнения ребенком могут выполняться пассивно или пассивно-активно, первоначально с максимальной помощью, в дальнейшем, с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного выполнения движения).
В занятия необходимо включить:
1.         Упражнения на коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, активизацию межполушарного взаимодействия (пальчиковые игры, игры с различными фактурными поверхностями).
2.         Упражнения, включающие лазания, залезания, перелезания, подлезания, ползания различными способами (можно использовать различные спортивные модули, комплексы, либо выстроить полосу препятствий из подручных материалов с учетом техники безопасности).
3.         Упражнения на освоение телесного и окружающего пространства (задания можно выполнять в различных исходных положениях).
4.         В конце занятия, а также между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж, растяжки, дыхательные упражнения на тренажерах, батуте.
5.         При необходимости включить в занятие упражнения на снятие и устранение навязчивых движений.
Одной из конечных целей адаптивного физического воспитания детей с аутизмом является обучение аутичного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени.
Для успешного проведения занятий рекомендуется использовать следующие приёмы:
1) необходимо чёткое планирование и постепенное формирование стереотипа занятия. Иначе говоря, ребенок должен усвоить последовательность совершаемых двигательных действий, зная при этом время или количество упражнений каждого вида;
2) каждое упражнение обыгрывается, привязывается, по возможности, к интересам и пристрастиям ребенка;
3) используется такой понятный приём, как правильно выбранное положительное подкрепление: «честно заработанное» яблоко или печенье, баллы или очки, «победа» над воображаемым соперником (роль которого может сыграть игрушка) и, наконец, просто эмоциональное поощрение педагога. Из этого набора рекомендуется выбирать наиболее значимое для ребенка поощрение.
Педагогу необходимо сохранять за собой лидирующие позиции в процессе обучения, быть последовательным в своих действиях, устанавливать рамки поведения для ребёнка, никогда не позволяя их нарушить, при этом важно учитывать интересы ребёнка в процессе коррекционно-развивающей работы, внимательно относится к потребностям ребёнка, что усилит его мотивацию.
Сентябрь 2021