Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Пушмина Елена Алексеевна,
учитель начальной школы,
МКОУ"Светлолобовская СОШ",
с. Светлолобово
Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие проблемных ситуаций на уроках в начальной школе»
Здравствуйте! Меня зовут Пушмина Елена Алексеевна. Я учитель начальных классов МКОУ Светлолобовской СОШ.
Свое выступление я хотела бы начать со слов известного педагога-новатора Шалва Амонашвили.
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими».
Несколько лет назад я определила для себя, что одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
Работая в условиях сельской школы, сталкиваешься с такими проблемами:
- низкий уровень интеллектуального развития учащихся;
- низкий педагогический и психологический уровень образования родителей учащихся;
- недостаточная материальная база.
Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Делать из урока в урок одно и тоже не интересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.
Передо мной встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.
Проблема опыта заключается в поиске оптимальных, с учетом возраста, потребностей, интересов учащихся, путей совершенствования преподавания младших школьников. На основании проблемы была сформулирована тема опыта –
«Развитие технологии проблемного обучения в начальной школе».
Актуальность опыта
Я работаю в обычной общеобразовательной школе. В одном классе учатся дети с разным уровнем обученности, с разным уровнем мотивации учебной деятельности. Как заинтересовать детей учиться? Как вывести олимпиадников и поддержать среднего ученика? Как заинтересовать слабого ученика? И таких «как» не перечесть.
Слайд 3
Я решила изучить труды Елены Леонидовны Мельниковой – доцента кафедры начального и дошкольного образования г. Москвы, которая многие годы пишет о проблемном обучении.
Проблемное обучение (по Е.Л. Мельниковой) - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей, формированию мотива познавательной деятельности учащихся.
«Чтобы достичь этого пишет- Е.Л Мельникова, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся, и будет постоянным активизирующим фактором. Для того, чтобы процесс обучения был более интересным нужны не только педагогические условия, но и технические средства., которыми был оснащён класс для работы по новым образовательным стандартам.
Изучая труды (Е.Л. Мельниковой), мною анализировались различные технологии, методы, приемы обучения, выбирались наиболее эффективные из них с учетом личностного развития учащихся нашего учреждения. Меня заинтересовал метод проблемного обучения и я начала активно использовать на своих уроках эту технологию.
Технология проблемного обучения очень универсальна: так как открывать знания можно на любом учебном предмете. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию.
Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание.
Слайд 4
Цель применения и развитие технологии проблемного обучения состоит в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Из этой цели возникли следующие задачи:
Задачи опыта:
1. Изучить сущность и механизм проблемного обучения.
2. Апробировать технологию метода проблемного обучения.
3. Организовать деятельность с использованием проблемного метода на уроках.
4. Проанализировать, как проблемный метод обучения влияет на повышение результативности участия обучающихся в интеллектуальных и творческих конкурсах, конкурсах работ исследовательского характера, олимпиадном движении.
Ведущая педагогическая идея опыта: проблемный подход в обучении младших школьников превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке. Ведь успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился ее самостоятельно планировать и реализовывать.
Научное обоснование опыта
По мнению – доцента кафедры начального и дошкольного образования г. Москвы Елены Леонидовны Мельниковой – усвоение ребенком учебного материала происходит не в результате простого слушания и восприятия информации органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. Ребенок при этом является активным субъектом своего обучения.
Описание опыта
Слайд 5
В процессе работы для меня стало очевидным, что, создавая проблемную ситуации мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, об окружающих его предметах и явлениях.
Достоинства проблемного обучения: высокая самостоятельность детей, формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребенка, развитие мыслительных способностей детей. Ребята видят, что у них что-то получается, что они знают, умеют, могут.
Важно понять, что для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания.
Слайд 6
Самое первое звено проблемного урока – постановка учебной проблемы.
К учебной проблеме ведут три разных пути. Первый – постановка учебной проблемы, второй- поиск решения проблемы, третий – описание решения, четвертый-реализация.
Слайд 7
Слайд 8
- На своих уроках я особенно активно использую проблемные ситуации, возникшие с «удивлением» и проблемные ситуации, возникшие с «затруднением».
В качестве проблемной ситуации в учебном процессе использую:
- проблемные вопросы;
-проблемные задания с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
- поиск истины (способа, приема, правила решения);
-различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- противоречия практической деятельности.
При создании проблемных ситуаций учитываю реальный уровень знаний обучаемых. Обращаю внимание на то, чтобы предлагаемое проблемное задание соответствовало интеллектуальным возможностям детей, т.е. было достаточно трудным, но разрешимым. Стараюсь, чтобы проблемные ситуации вызывали интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.
Хотелось бы отметить, что на уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективную деятельность.
Кроме того, разрешение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. Они искренне радуются успехам своим и чужим. Об использовании проблемного обучения на уроках в начальных классах я хотела бы остановиться более подробно.
- На каком уроке наиболее полно раскрывается учитель? Убеждена, что на уроке изучения нового материала. Я стараюсь не давать информацию в готовом виде. А работаю так, чтобы ребята сами открывали новые знания.
- Как же открывать новые знания вместе с учениками?
Мне бы хотелось поделиться с вами некоторыми своими наработками и удачными формами работы, которые я применяю.
С чего начинается постановка проблемы?
С проблемной ситуации.
Слайд 9
Приведу пример урока математики по новой для детей теме «Скобки».
Я делаю на доске запись:
2 + 5 * 3 = 17
2 + 5 * 3 = 21
У учащихся: реакция удивления.
(Возникла проблемная ситуация, у класса появился эмоциональный отклик: учащиеся широко распахивают глаза и открывают рты, недоуменно смотрят на меня).
- Вижу, вы удивлены. Почему?
- Примеры одинаковые, а ответы разные!
(Эмоциональное переживание возникло при столкновении с противоречием).
- Значит, над каким вопросом подумаем?
- Почему так получилось?
- Давайте рассуждать.
Чем отличаются правые части?
- Ответами.
- Чем отливаются левые части?
- Левые части отличаются порядком действий.
Какие есть идеи?
- Какой порядок действий в первом примере?
- Сначала умножение, потом сложение.
- А во-втором?
- Сначала сложение, потом умножение
В каком же примере мы действовали по правилам?
- В первом.
- А во втором мы с вами нарушили правило!
- Нужен какой-то знак, чтобы сложение решалось первым.
Что нам надо сделать, чтобы здесь сложение выполнялось первым?
-Поставить скобки.
- Молодцы! Такой знак есть!
- Скобки обозначают действие, которое выполняется в первую очередь
(дописываю скобки во второй пример).
Получив такой ответ, учителю лучше сразу, чтоб не осложнять себе жизнь на дальнейших этапах урока, побудить ребят почетче сформулировать тему урока.
- Какова будет тема урока?
Слайд 10
Урок математики «Умножение двузначного числа на однозначное»
На доске дан ряд чисел (2, 41, 5, 6, 36, 7, 8, 75, 9)
- Что это за числа?
- Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7.
(Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)
- Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7.
(Обучающиеся испытывают затруднение.)
- Вы смогли выполнить мое задание?
- Почему же это задание не получилось?
- Чем оно отличается от предыдущего?
(Побуждение к осознанию противоречия.)
- Какова же будет тема нашего урока? (Умножение двузначного числа на однозначное)
Слайд 11
Приведу пример фрагмента урока русского языка.
Тема урока: «Несклоняемые имена существительные».
-Что такое склонение? (Склонение – это изменение существительных по падежам и числам)
- Подберите синоним к слову дорога. (шоссе)
-Измените эти два слова по падежам
И.п. (кто?что?) дорога, шоссе
Р.п. (кого? чего?) дороги, шоссе
Д.п. (кому? чему?) дороге, шоссе
В.п (кого? что?) дорогу, шоссе
Т.п. (кем? чем?) дорогой, шоссе
П.п (о ком? очём?) о дороге, шоссе
- Что вы заметили? (У существительного дорога при склонении по падежам менялось окончание, а существительное шоссе осталось без изменения)
- Можем мы утверждать, что существительное шоссе склоняется?
Слайд 12
Урок русского языка.
Стихотворение В. Лукса «У доски» (постановка проблемы)
Вызвал учитель внезапно к доске-
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Все, что слегка подучил я вчера,
Все, как назло, позабыл до утра!
Громко учитель диктует: «Окно».
Мелом пишу на доске я «Акно»
Слышу, как шум поднимается в классе:
-Надо писать через О! Через О!
Мел я в смущенье крошу на куски…
Ох, опозорился я у доски!
Почему слово «окно» надо писать через «о»?
Какое правило не знал мальчик?
Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока?
Слайд 13
Русский язык, 1 класс. Тема: "Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']".
Учитель: Послушайте стихотворения, которые я вам приготовила. Определите, какие звуки произносятся чаще?
Лохматый лев увидел сон:
Летит с горы на лыжах он.
Луна и снег - быстрей, быстрей.
Вот это лев - краса зверей. Ученики: Чаще слышатся звуки [л], [л']. Учитель: Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
- Можно мне? - спросила мышка.
- Что ты, ты еще малышка! Ученики: Чаще слышатся звуки [м], [м']. Учитель: Так какая тема сегодняшнего урока?
Ученики: Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']. (Учитель фиксирует тему на доске.)
Слайд 14
Проблемные ситуации «с удивлением»
При изучении темы «Обобщающие слова при однородных членах» предлагаю следующую фразу (она записана на доске): «Всех пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же - на другой да на ногах десять».
Как вы думаете, почему мальчик, написавший это предложение, стал таким «уродцем»?
(Учащиеся обращают внимание на отсутствие знака препинания после обобщающего слова двадцать, которое и привело к абсурдности смысла высказывания).
Русский язык
Слайд 15
Тема «Устаревшие слова»
Маленьких детей часто просят: «Покажи, где у тебя глазки, где носик»... А вам предстоит показать, где у вас ланиты, чело, выя, десница, шуйца, рамена, персты. (Щеки, лоб, шея, правая рука, левая рука, плечи, пальцы). Сейчас вы можете их показать? А когда сможете?
Слайд 16
«Проверяемых безударных гласных в корне слова»
предлагаю такую ситуацию
Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима. – Колька принесёт.
Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол.
Почему так получилось? Какое правило не знал автор записки? Как правильно записать это слово? Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
Слайд17
Проблемные ситуации «с затруднением»
Тема «Главные члены предложения».
На слайде предложения: Надо мною звенит хвойный лес. На территории детского сада живет аист. Маленькие медвежата очень забавны и игривы. Мой брат студент. Минск – столица Беларуси.
Ребята, найдите в предложениях подлежащее и сказуемое. Какие возникли трудности? В чем проблема? Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем изучать?
Слайд 18
На уроках чтения и окружающего мира наибольшего эффекта достигает использование приёма «Яркое пятно». Не секрет, что торжественно объявленная новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Где же выход? Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.
Проблемная ситуация созданы на данных уроках: школьники лоб в лоб сталкиваются с противоречием и испытывают чувство удивления или затруднения. Но этого мало. Из этой ситуации еще надо достойно выйти. Для этого мы с учащимися проделали определенную мыслительную работу.
Важно отметить!
Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учеником, когда возможна свобода выражения своих мыслей и взглядов учениками при пристальном и доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу ученика.
Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.
Слайд 19
.Результативность опыта
Эффективность использования проблемного метода в образовательном процессе обусловила следующие результаты.
Динамика участия в международной олимпиаде по математике.

ФИ ученика

результат

Количество набранных баллов

Семенова Женя

Диплом золотой

100 из 100

Несмеянов Ярослав

Диплом серебряный

90 из 100

Салуев Вова

Диплом серебряный

90 из 100

Смолянинова София

Диплом серебряный

90 из 100

Агапитов Илья

Диплом бронзовый

80 из 100

Результативность участия в конкурсах работ исследовательского характера:
Агапитов Илья участник районной научно-исследовательской конференции секции «Валеология» 2 место 2021 год
Результативность участия в образовательном марафоне
«Весеннее пробуждение»на «UCHI.RU»: 2020 год
Орлова Алина грамота за лучший результат в школе,
Курбатов Артем грамота за лучший результат в школе,
Несмеянов Ярослав грамота за лучший результат в школе.
Районный конкурс компьютерной графики и дизайна «Букет к 8 марта» 2020 год:
Салуев Вова – грамота 1 место, Семенова Женя – грамота 1 место, Смолянинова София -– грамота 3 место, Тарасеич Полина– грамота 2 место.
Районный конкурс компьютерной графики и дизайна «Вальс Победы» Орлова Алина 1 место.
Муниципальный этап Всероссийского конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина»2020-2021 год
Бутаков Иннокентий – почетная грамота 1 место
Осипова София - почетная грамота 2 место
Журавлева Наташа - почетная грамота 3 место
7.Районный конкурс чтецов «Мы память бережно храним»
Семенов Даниил 3 место.
Слайд 20
Вывод;
Проблемное изучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.
Слайд 21
А закончить я хочу следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.
«То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!». Удачи вам!
Использованная литературы:
1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. М., 2002 г.
2. Сыропятова Г.И. Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе. М., 2007 г.
3. http://festival.1september.ru/articles/630235/
Сентябрь 2021