Конференции

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Виссарионова Елена Валерьевна,
    учитель начальных классов
    первой квалификационной категории,
    МАОУ «Урмарская СОШ им. Г.Е.Егорова»
    Чувашская Республика, пгт Урмары
    Ритм современной жизни требует от каждого гибкости, оперативности мышления. Чтобы успешно существовать в обществе, человеку необходимо уметь работать с различной информацией: воспринимать, добывать, анализировать. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Важной частью образованного человека становится информационная культура. Каждому в современном обществе недостаточно знаний учебников, а необходимо - компьютерная грамотность и владение компьютером.
    Начальная школа – наиболее благоприятный период для знакомства детей с компьютером. Ребятам нужно научиться обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать все изменения, происходящие в мире. Младший школьный возраст – это период в жизни, когда игра является основным наиболее близким средством познания.
    В настоящее время многие дети имеют дома компьютер, игровые приставки, обучаются, используя развивающие игры. Поэтому назрела необходимость включать в уроки начальной школы ИКТ. Применение компьютерных технологий помогает детям совместить в учебном процессе игровую и учебную деятельность, обучение становится увлекательным и интересным, при этом происходит плавная смена деятельности. Использование компьютера на уроках создаёт благоприятную обстановку, способствует развитию каждого ребёнка на своём уровне, усиливает мотивы учения, развивает индивидуальные особенности детей, повышает активность и инициативность, эмоциональность, обеспечивает интеллектуальное развитие детей, формирует навыки самообразования и самоконтроля, снижает дидактические затруднения у школьников. На уроке с применением ИКТ центральное место занимает ученик, который выстраивает процесс получения знаний, а учитель является помощником, стимулирующим активность детей.
    Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
    Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
    1. игровая деятельность;
    2. создание положительных эмоциональных ситуаций;
    3. работа в парах;
    4. проблемное обучение.
    В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.
    За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
    В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
    Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.
    Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.
    Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.
    Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.
    Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
    Применение ИКТ на уроках усиливает:
    - положительную мотивацию обучения;
    - активизирует познавательную деятельность обучающихся.
    Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
    1. Принцип равенства позиций
    2. Принцип доверительности
    3. Принцип обратной связи
    4. Принцип занятия исследовательской позиции.
    Реализация этих принципов просматривается на всех уроках где применяется ИКТ.
    Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
    1. на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
    2. обеспечивает наглядность;
    3. привлекает большое количество дидактического материала;
    4. повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
    5. обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
    Применение ИКТ:
    1. расширяет возможность самостоятельной деятельности;
    2. формирует навык исследовательской деятельности;
    3. обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
    4. а в общем, СОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
    Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.
    Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
    Применение на уроках ИКТ способствует так же:
    1. сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
    2. сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
    3. обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
    Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.
    Основной целью применения ИКТ является:
    1. развитие мышления
    2. формирование приемов мыслительной деятельности.
    Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы.
    Учителем используются развивающие методы и приемы:
    1. метод анализа
    2. метод сравнения
    3. метод обобщения
    4. метод классификации
    5. формулировка понятий
    6. внутренний план действий
    При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:
    1. мультимедийные курсы
    2. презентации к урокам
    3. логические игры
    4. тестовые оболочки
    5. ресурсы Интернет
    6. электронные энциклопедии.
    При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
    Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.
    Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
    1. повышает качество знаний
    2. продвигает ребенка в общем развитии
    3. помогает преодолеть трудности
    4. вносит радость в жизнь ребенка
    5. позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
    6. создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.
    Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
    Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
    Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.
    Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ:
    1. Владеть основами работы на компьютере.
    2. Иметь навыки работы с мультимедийными программами.
    3. Владеть основами работы в Интернет.
    При подготовке к уроку мы должны соблюдать этапы.
    ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К УРОКУ:
    диагностика
    прогнозирование
    планирование
    ДИАГНОСТИКА:
    характер учебного материала
    структура урока
    временные затраты в учебном процессе
    возможности, интересы и способности учащихся и т. д.
    ПРОГНОЗИРОВАНИЕ:
    оценка различных вариантов проведения урока
    выбор наиболее оптимального
    ПЛАНИРОВАНИЕ:
    создание методической структуры урока
    выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучении и т. д.
    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:
    - подготовка учащихся к усвоению новых знаний;
    - усвоение новых знаний;
    - закрепление новых знаний;
    - подведение итогов урока;
    - домашнее задание.
    Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
    В своей работе я использую презентации уроков, выполненные в программе Microsoft Power Point. Презентация – это представление чего-то нового, включающее компьютерную анимацию, графику, видео, музыку и звуковой ряд.
    Презентации делают уроки наглядными, повышают интерес к предметам, развивают умственную активность, учат грамотной научной речи, расширяют кругозор и включают детей в активную поисковую деятельность.
    Восприятие материала опирается на зрительную, слуховую и моторную память. Сложный материал рассматривается поэтапно, что позволяет повторить предыдущий материал и на основе изученного «открыть» новые знания. Применение презентаций решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
    Основные типы уроков, используемые при обучении с ИКТ - это комбинированные, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки контроля. Важно отметить, что реализуется на уроке 3 формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная. Наиболее часто использую презентации на уроках математики и окружающего мира. Систематически применяю «Энциклопедию Кирилла и Мефодия», в которой материал представлен в виде интерактивных упражнений и состоит из теоретического и практического разделов, «Окружающий мир» (Уроки Кирилла Мефодия) и другие.
    Я работаю во 2 классе и считаю, что компьютер - важное звено в обучении. ИКТ помогают оживить уроки, выступают в роли яркого наглядного образа, позволяющего малышам лучше усвоить программный материал. Второклассникам нравится учить сказочных персонажей, исправлять ошибки, помогать выходить из трудных ситуаций героям, предлагать свои пути решения, при этом дети непринуждённо общаются, не боятся высказать своё мнение или принять другое обоснованное решение.
    При изучении тем «Живая и неживая природа», «Многообразие животных», «Многообразие растений» включаю в уроки задания на классификацию, обобщение, использую ребусы, кроссворды, дидактические игры, загадки с опорой на слайды со звуковым сопровождением, подбираю разные факты в рубрику «Это интересно» для хорошо читающих детей, которые могут познакомить ребят с новой информацией. Эти виды упражнений способствуют развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их. Презентации помогают сконцентрировать внимание детей на главных понятиях, увеличить словарный запас и расширить кругозор школьников. Ребята с удовольствием выполняют творческие задания, решают экологические задачи, предлагают свои пути помощи природе, находят интересную информацию по заданным темам, сочиняют сказки о необыкновенных путешествиях капельки, животных, птиц. Ученики лучше усваивают и запоминают определения, признаки, которые в лаконичной точной форме выделены на слайдах, связывают полученные знания с жизненным опытом, с интересом ждут уроков с использованием компьютера. У многих ребят моего класса дома есть компьютер. Дети готовят сообщения и в классе с «горящими глазами» рассказывают о необыкновенных обитателях земли. Каждому хочется поделиться своими познаниями, представить одноклассникам найденный материал.
    Компьютер выступает важным средством обучения на уроках математики. В своей деятельности я применяю задания обучающих компьютерных игр «Баба Яга учится считать», «Баба Яга - сказочная вечеринка», «Пойди туда, не знаю куда», «Алик» (занимательная математика» и другие. Вместе с интересными персонажами в игровой форме дети сравнивают, классифицируют фигуры, спасают цифры, преодолевают препятствия, учатся решать примеры, составлять задачи разного характера, стремятся работать коллективно. Одной из наиболее трудных тем для учеников 1-2 классов является знакомство с задачами. Презентации с анимационными картинками помогают в увлекательной форме познакомить с понятием «задача». Ребята самостоятельно придумывали условие задачи, называли своих сказочных героев, рассказывали, что с ними происходит. Дети, которые отличались замкнутостью, смогли свободно высказаться, предлагая свой тип задачи и новый способ решения. Важной особенностью при работе над задачей является то, что педагог может использовать определённое количество времени на различных слайдах, чтобы все дети смогли хорошо усвоить основные элементы задачи и выслушать мнения детей о поиске решения. Это помогает медлительным детям усвоить новый вид задачи и понять способ решения. Компьютер используется и для отработки вычислительных навыков. Такие игры, как «Математическая мозаика», «Пирамида», «Лабиринт» позволяют не только за короткий промежуток времени проверить вычислительные навыки, но и помогают развивать внимательность, воображение, фантазию. Большую помощь оказывает первокласснику интерактивная доска. Она позволяет заменить мел и учит детей чертить различные линии, служит обратной связью при проверке арифметических диктантов, помогает детям аккуратно писать компьютерным карандашом, что повышает интерес к современным компьютерным средствам и стимулирует деятельность каждого ученика.
    РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:
    1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
    2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
    3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
    4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).
    5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).
    Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:
    1. в составлении кроссворда, ребуса по теме,
    2. в изготовлении учебного пособия;
    3. в подготовке различных творческих сообщений;
    4. в изготовлении презентаций и др.
    Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов-презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают - работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
    Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний, помогает учителю качественным образом улучшить процесс обучения и является важным этапом в формировании педагогического мастерства.
    Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

    Сентябрь 2021