Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ УСТАНОВОК К ОВЛАДЕНИЮ НАВЫКАМИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ

Маринина Ирина Викторовна,
учитель-логопед,
Титова Ирина Анатольевна,
учитель-логопед,
Мосалёва Ирина Юрьевна,
воспитатель,
МБДОУ №11 «Ласточка»,
г. Лакинск
В нашем дошкольном образовательном учреждении проблема инклюзивного образования детей является актуальной, на данный период времени ДОУ посещает четырнадцать детей с ОВЗ, из них - 3 инвалида, различной специфики и тяжести. Полная интеграция в группы у 14 детей. В работе мы столкнулись с серьёзными проблемами в овладении детьми с ОВЗ навыками самообслуживания:
- культура личной гигиены (не умение умываться, пользоваться носовым платком, чистить зубы, мыть руки, расчесывать волосы, следить за состоянием чистоты своего тела);
- уход за личными вещами (не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде, одеваться, раздеваться, застёгивать молнии и пуговицы, аккуратно раскладывать вещи по своим местам);
-культура поведения во время приёма пищи (не умение пользоваться столовыми приборами, салфеткой, незнание правил сервировки стола, правил поведения за столом).
Практика показала, что формирование навыков самообслуживания легче и успешнее проходит и усваивается детьми в игре. В связи с этим была намечена работа по подбору и систематизации игр и упражнений на развитие этих навыков.
Такого рода упражнения с удовольствием воспринимаются детьми, помогают создать действенную, положительную мотивацию к занятиям. В игре ребёнок более успешно решает «коррекционные задачи», сам не подразумевая этого. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует повышению эффективности работы над овладением навыками самообслуживания.
Цель проекта: сформировать позитивные установки к овладению навыками самообслуживания у детей с ОВЗ через использование комплекса упражнений.
Задачи:
- изучить литературу по обучению детей навыкам самообслуживания;
-создать картотеку игр и упражнений;
- систематизировать игры и упражнения по разделам;
-адаптировать их к детям с ОВЗ;
- апробировать их и выявить результативность.
У большинства детей с ОВЗ оказывается не сформированы навыки самообслуживания. А с каждым годом только увеличивается количество детей с этой проблемой.
Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания очень важная часть культуры поведения детей с ОВЗ. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды и обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, неряшливый человек, не умеющий следить за собой, за своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими.
Кроме того, воспитание у детей навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует их дальнейшей социализации в обществе. В процессе повседневной работы с детьми с ОВЗ необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение этих правил стало для них естественным, а навыки самообслуживания с возрастом совершенствовались.
Новизна проекта заключается в том, что изучив имеющуюся литературу по данному вопросу, была создана, систематизирована и адаптирована к детям с ОВЗ картотека упражнений и игр для развития навыков самообслуживания и формированию культуры поведения в обществе.
Наряду с традиционными упражнениями в своей работе использованы нетрадиционные формы и технологии, которые не заменяют обычные, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Активно применены интерактивные технологии, что позволяет сделать процесс формирования навыков самообслуживания интересней, а главное продуктивней, не только для детей, но и воспитателей и родителей.



В начале учебного года проведена диагностика, которая показала низкий уровень развития навыков самообслуживания у детей с ОВЗ. В результате чего была намечана работа по совершенствованию этих навыков. В режимные моменты и занятия все специалисты ДОУ включили различные игры и упражнения из картотеки. Систематично проводилась работа с родителями (тематические выставки, консультации, индивидуальные беседы, мастер- классы, семинары-практикумы, раздаточный материал). Сравнительный анализ показал положительную динамику.
Полагаем, что данный проект поможет педагогам, специалистам, а также родителям в работе по совершенствованию навыков самообслуживания у детей с ОВЗ.
Октябрь 2021