Преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ «СОШ №22»
г. Абакан
Формирование подготовки школьника к преодолению опасных условий естественной природы и современного общества затруднено отсутствием упорядоченности в образовательной сфере, а также недостатком вниманием к средствам и методам формирований практических умений оказания первой помощи. В современной школе преобладает репродуктивный метод изложения материала и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывании знаний. Одним из главных условиям увеличения производительности учебного процесса являются организация практической деятельности и развитие ее основного компонента – практических умений, которые помогают школьникам лучше усваивать материал предусмотренный требованиями программы, развивают у детей логическое мышление, которое направлено на побуждение внутренней мотивации к учебной деятельности [1].
Решение данной проблемы, возможно, организовать в процессе обучения внедрение комплекса практических заданий к разделу «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи», в соответствие с тематическим планом школы.
Для определения у учащихся знаний по разделу «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» был проведен тест, состоящий из 20 вопросов закрытого типа. В данный тест входили вопросы, отражающие темы, которые будут проходить в раздел и изучались ранее.
Анализ результатов тестирования учащихся показал, что большая часть учащихся показала незнание вопросов касающихся оказания первой помощи, что учащиеся не могут быстро сориентироваться в понятиях и способах оказания первой помощи и тем более грамотно и максимально быстро действовать при возникновении таковых, что говорит о том, что у учащихся не сформированы знания и умения об оказании первой помощи.
На основе проведенного теста был разработан комплекс практических заданий к разделу «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи», в соответствие с тематическим планом школы (Табл. 1).
Таблица 1.
Комплекс практических заданий к разделу «Оказание первой помощи».
№
Тема
Вид задания
Формируемые умения
1
Первая помощь при ранениях
Класс делится на три команды, задание дается в виде кратких ситуационных задач.
Формирование умения распознавать виды ран и оказывать первую помощь
2
Правила остановки артериального кровотечения
Работа в парах, отработка на практики способов остановки кровотечения в зависимости от задания
Формирования умений оказания помощи при артериальном давлении
3
Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата
Работа в группах созданию алгоритмов действий в зависимости от травмы, и отработка на практики самопомощи
Формирование умений оказания помощи при травмах опорно-двигательного аппарата
4
Первая помощь при остановке сердца
Работа в парах, составления памяток со способами оказания первой помощи.
Формирование умений оказания помощи при остановке сердца
В ходе уроков по разделу «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи», на этапе обобщения и систематизации знаний использовались задания практического характера, время на выполнение заданий составляло 7-10 минут. При включении практических заданий в уроки по ОБЖ у учащихся развивается познавательный интерес к предмету, логическое мышление, учебные действия анализа, синтеза, целеполагания, обобщения изученного.
Таким образом, практические задания, помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изучаемым материалом, а также способствовать прочному его усвоению.
Библиографический список
Байбородова, Л.В. Методика обучения ОБЖ: учебное пособие / Л.М. Байбородова.- М.: Владос, 2004. – 304с.