Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА У УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Панюшева Ирина Владимировна
учитель химии МБОУ Школы № 80 г.о. Самара
г. Самара
В современном понимании содержание дополнительного образования естественнонаучной направленности включает в себя формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов учащихся в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и не живой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание, приобретение практических навыков в области охраны природы и природопользования.
Для реализации всего вышесказанного мною был создана программа дополнительного образования: кружок «Лаборатория юных исследователей», предназначенная для формирования первоначального целостного представления о мире у подростков 14 - 17 лет на основе сообщения им химических знаний; в изучении данного курса используются понятия, с которыми учащиеся знакомы, они встречаются с ними ежедневно в быту.
Программа «Лаборатория юных исследователей» предусматривает целенаправленное углубление основных химических понятий, полученных учащимися при изучении химии, биологии, географии, информатики. Кроме теоретических знаний, практических умений и навыков у обучающихся формируются познавательные интересы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету кружка программа предусматривает чередование теоретических и практических видов деятельности. Для вводных занятий кружка характерно сочетание элементов занимательности и научности. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.
Уровень программы – базовый
Актуальность программы на современном этапе обучения заключается в том, что она охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что дает обучающимся возможность:
- познакомиться с новой интересной деятельностью, новыми знаниями;
- научиться обрабатывать информацию;
- повысить свою самооценку и личностный статус в детском коллективе;
- определить свои жизненные взгляды и ценности;
-проявить интерес к проектно-технической деятельности;
-подготовиться к освоению технических профессиональных знаний.
Цель программы: формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике.
Задачи:
Обучающие:
-формирование умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту,
-формировать умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;
Развивающие:
-развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
-развить учебно-коммуникативные умения;
Воспитательные:
-воспитывать элементы экологической культуры.
Адресат программы
Данная программа предназначена для обучающихся 14- 17 лет. Специальной подготовки для набора в объединение не требуется. Данная программа позволяет обучение детей разных по возрасту одновременно. Программа допускает работу в смешанной группе. Задания варьируются в соответствии с возрастом обучающегося.
Объем программы.
 Программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года. Полный объем программы - 68 часов в год.
Формы и режим занятий.
Режим занятий - Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (40 минут). Всего за год 68 часов. Наполняемость групп - 25 человек.
Форма организации образовательной деятельности.
Образовательная программа «Лаборатория юных исследователей» предлагает формы деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, самостоятельная работа, чтение занимательных чертежей, лекции, практические занятия. Способы и формы работы выбираются таким образом, чтобы мыслительные операции учащихся проявлялись особенно активно. Этой цели служат различные занимательные, логические, графические задачи, в которых процесс разрешения, возникающей перед учащимися той или иной ситуации, является мыслительной проблемой, а получение ответа связано с необходимостью использования графических изображений.
Планируемые результаты.
Личностные:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• мотивация исследовательской деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные:
Регулятивные:
-работать по самостоятельно составленному плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с наставником и сверстниками вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Контроль и диагностика освоения программы.
Диагностика освоения программы предусматривает постоянный текущий контроль в форме наблюдений и фиксации индивидуальной работы ребенка. Для диагностики образовательных результатов используются проверочные задания. Итоговый контроль на каждом этапе предусматривает практическую работу.
Формы подведения итогов.
Основными формами представления результатов по данной дополнительной образовательной программе является выполнение графических заданий.
Условия реализации программы.
Материально-технические: проветриваемое помещение, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты.
2. Учебный план программы

Наименование

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Лаборатория юных исследователей


33

35

68



2.1. Учебно-тематический план

п/п


Наименование тем


Количество часов

Форма

контроля

Теория

Практика

Всего


1.

 Введение

1


1

2

Беседа

2.

Лаборатория юного химика

8


16

24

Практическая работа


3.

Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы


6

2

8

Беседа, решение задач

4.

Домашняя химия

16

6

22

Практическая работа

5.

Увлекательная химия для экспериментаторов

2

10

12

Практическая работа. Защита проекта.


Итого

 48,5 %

51,5 %

100%





п/п


Наименование тем


Количество часов

Форма

контроля

Теория

Практика

Всего



Тема 1 Введение

(2 ч)

1

1

2


1

Химия-наука о веществах, их свойствах и превращениях.

1



Презентация «Химия вокруг нас»

2

Знакомство с лабораторным оборудованием


1


Практическая работа № 1 Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени. Лабораторное оборудование


Тема 2. Лаборатория юного химика

(24 ч)


8

16

24


3-4

Понятие об индикаторах


2


Практическая работа № 2 «Изменение окраски индикаторов в различных средах». Растворы кислот, щелочей, стирального порошка, пищевой соды, фенолфталеина, метилового оранжевого, лакмуса; чайная заварка.

5-6

Способы разделения смесей.


2


Практическая работа № 3 «Очистка загрязненной поваренной соли». Загрязненная поваренная соль, химические стаканы, воронка, спиртовка, выпарительная чашка, стеклянная палочка, фильтр.

7-8

Понятие о кристаллах


2



Презентация

9-10

Понятие о химических реакциях.


2


Практическая работа № 4 «Признак химической реакции – выделение газа и изменение запаха». Карбонат натрия, мел, соляная кислота, соль аммония, гидроксид натрия, спиртовка

11-12

Признаки химической реакции – изменение цвета


2


Практическая работа № 5 «Признак химической реакции – изменение цвета». Соли железа, красная и желтая кровяная соль, роданид калия, сульфат меди, гидроксид аммония

13-14

Признаки химической реакции – образование и растворение осадка


2


Практическая работа № 6 «Признак химической реакции – растворение и образование осадка». Сульфат меди, гидроксид натрия, йодид калия, ацетат свинца, известковая вода.

15-16

Понятие о растворах


2


Практическая работа № 7«Растворимые и нерастворимые вещества в воде». Различные вещества, вода, химические стаканы

17-18

Приготовление раствора массо -объемным способом


2


Практическая работа № 8 «Приготовление раствора соли». Весы, разновесы, соль, вода, стаканы, воронка, мерный цилиндр, стеклянная палочка

19-20

Свойства и применение кислорода


2


Практическая работа № 9 «Получение кислорода из перекиси водорода». 5% раствор перекиси водорода, диоксид марганца, лучинка, спички, свеча

21-22

Свойства и применение углекислого газа

2



Презентация

23-24

Чудесная жидкость – вода

2



Презентация

25-26

Очистка загрязненной воды

2



Презентация


Тема 3. Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы (8 ч)


6

2

8


27-28

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева

2



Портрет Д.И. Менделеева, презентация, фильм, ПСХЭ

29-30

Понятие о химическом элементе

2



ПСХЭ, загадки об элементах

31-32

Относительная атомная и молекулярная массы

2



Презентация

33-34

Решение задач с использованием понятия «Массовая доля химического элемента»


2


Решение задач


Тема 4. Домашняя химия

(22 ч)

16

6

22


35-36

 Основные компоненты пищи. Белки.


2


Практическая работа № 10 «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании», «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты, спирта». Белок куриного яйца, продукты, содержащие белки, концентрированная азотная кислота, растворы сульфата меди, гидроксида натрия, ацетата свинца, спиртовка, пробирки

37-38

Основные компоненты пищи. Жиры и углеводы.


2


Практическая работа № 11 «Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом». Продукты, содержащие глюкозу и жиры, раствор глюкозы, сульфата меди, гидроксида натрия, нитрата серебра, гидроксида аммония, спиртовки, пробирки

39-40

Основные компоненты пищи. Витамины.


2


Практическая работа № 12 «Обнаружение витаминов в продуктах питания». Яблоки, фруктовые соки, раствор перманганата калия

41-42

Анализ продуктов питания.

2



Презентация

43-44

Понятие о лекарственных препаратах

2



Презентация

45-46

 Удивительны опыты с лекарственными веществами

2



Презентация

47-48

Знакомство с бытовыми химикатами

2



Презентация

49-50

Азбука химчистки.

2



Презентация

51-52

Знакомство с косметическими средствами

2



Презентация

53-54

Понятие о симпатических чернилах

2



Презентация

55-56

Состав акварельных красок

2



Презентация


Тема 5. Увлекательная химия для экспериментаторов

(12 ч)

2

10

12


57-58

Изготовление фараоновых змей


2


 Виртуальная практическая работа № 13"Получение фараоновых змей"

59-60

Знакомство с реакциями окрашивания пламени


2


Виртуальная практическая работа № 14 "Разноцветный фейерверк"

61-62

Водоросли в колбе


2


Виртуальная практическая работа № 15 "Химические водоросли"

63-64

Химический новый год


2


Виртуальная практическая работа № 16 "Изготовление химических елок и игрушек"

65-66

 Защита проектов


2


 Проекты учащихся

67-68

Итоговое занятие «Ее величество Химия»

2



Презентация


3. Содержание программы
Тема 1. Введение
Теория. Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Ее величество – Химия: кто она и где с ней можно встретиться? Химия – творение природы и рук человека. Химик – преданный и послушный ученик химии. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Практика. Практическая работа № 1 Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени
Тема 2. Лаборатория юного химика
Теория. Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах.
Растительные индикаторы.
Смеси. Однородные и неоднородные. Способы разделения. Фильтрование. Хроматография.
Понятие о кристаллических и аморфных веществах. Способы выращивания кристаллов.
Физические и химические явления. Признаки химических реакций.
Растворы. Растворенное вещество. Растворитель. Факторы, влияющие на растворение веществ. Способы приготовления растворов. Понятие о массовой доле растворенного вещества. Этапы приготовления раствора. Правила работы с весами и мерным цилиндром.
Состав воздуха. Кислород, его свойства и применение. Получаем кислород. Кислород – источник жизни на Земле. Кислород-невидимка. Как обнаружить кислород? Углекислый газ в воздухе, воде, продуктах питания.
Практика.
Практическая работа № 2 Изменение окраски индикаторов в различных средах
Практическая работа № 3 Очистка загрязненной поваренной соли
Практическая работа № 4 Признак химической реакции – выделение газа и изменение запаха
Практическая работа № 5 Признак химической реакции – изменение цвета
Практическая работа № 6 Признак химической реакции – растворение и образование осадка
Практическая работа № 7 Растворимые и нерастворимые вещества в воде
Практическая работа № 8 Приготовление раствора соли
Практическая работа № 9 Получение кислорода из перекиси водорода.
Тема 3. Именем Менделеева, или Дом, в котором «живут» химические элементы
Теория. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева. История открытия ПЗ.
Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. ПСХЭ, периоды, группы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента
Тема 4. Домашняя химия
Теория. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли.
Химические элементы, которые образуют пищу.
Белки, значение и применение.
Белки растительного и животного происхождения. Распознавание белков.
Жиры. Значение и применение жиров (не только в пище).
Польза жиров в питании человека.
Углеводы = углерод + вода – не все так просто. Сахар – еще не значит «сладкий».
Вкус хлеба, вермишели, картошки, леденцов. Как распознать сахар и крахмал?
Витамины, их роль в процессах жизнедеятельности.
Состав продуктов питания. Пищевые добавки.
Лекарственные препараты. Домашняя аптечка, ее содержимое.
Правила использования и хранения лекарств.
Качественные реакции на функциональные группы.
Бытовые химикаты, их классификация на основе применения.
Правила обращения с препаратами бытовой химии.
Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материал и т.п.) Оказание первой помощи при отравлениях и ожогах.
Азбука химчистки. Техника выведения пятен. Пятновыводители.
Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски и т.д.
Состав косметических средств. рН.
Классификация косметических средств: мыло, шампунь, духи, гели, лосьоны и др.
Практика.
Практическая работа № 10 «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании», «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты, спирта».
Практическая работа № 11 «Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом».
Практическая работа № 12 «Обнаружение витаминов в продуктах питания»
Тема 5. Увлекательная химия для экспериментаторов
Теория. Сахарная змея. Змеи из лекарств. Реакции окрашивания пламени. Техника проведения опытов.
Практика.
Виртуальная практическая работа № 13"Получение фараоновых змей"
Виртуальная практическая работа № 14 "Разноцветный фейерверк"
Виртуальная практическая работа № 15 "Химические водоросли"
Виртуальная практическая работа № 16 "Изготовление химических елок и игрушек"
4. Обеспечение программы
Методическое обеспечение программы
Программа корректируется в процессе проведения занятий. Методический комплекс систематически пополняется новыми карточками и заданиями, наглядными изображениями. Результаты образовательной деятельности отслеживаются и анализируются, составляются карты результативности.
Методы обучения:
• наблюдение;
• беседы индивидуальные и групповые;
• опрос;
• включения обучающихся в деятельность по освоению программы,
выполнение заданий, практических работ, написание индивидуального проекта.
Кадровое: по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Лаборатория юного исследователя» может работать педагог, имеющий профильное образование, владеющий ключевыми компетенциями педагога дополнительного образования.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы требуется наличие материально-технической и производственной базы: учебного кабинета комбинированного типа для проведения лекционно-теоретических и практических занятий; методических и дидактических пособий; библиотеки и учебно-справочной литературы; шкафов для хранения пособий; стендов с образцами, лабораторного оборудования и реактивов.
5. Формы и методы контроля, система оценок
1. Оценочные средства для реализации образовательной программы
Перечень упражнений и практических работ:
- Лабораторное оборудование и посуда. Изучение строения пламени
- Изменение окраски индикаторов в различных средах. Очистка загрязненной поваренной соли
-Признак химической реакции – выделение газа и изменение запаха
-Признак химической реакции – изменение цвета
-Признак химической реакции – растворение и образование осадка
-Растворимые и нерастворимые вещества в воде
-Приготовление раствора соли
-Получение кислорода из перекиси водорода
Сворачивание белка куриного яйца при нагревании», «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты, спирта».
Окрашивание спиртового раствора йода крахмалом».
- «Обнаружение витаминов в продуктах питания»
-"Получение фараоновых змей"
-"Разноцветный фейерверк"
-"Химические водоросли"
-"Изготовление химических елок и игрушек"
-решение задач
- индивидуальный проект.
Оценка работ
За устные ответы и решение задач выставляется зачет/незачет. Защита индивидуального проекта. Практические работы рекомендуется оценивать дифференцированно, отражая правильность выполнения и качество оформления практической работы.
6. Литература
Литература для учителя
1.    Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80
2.    Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74.
3.    Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2000-2003
4.    Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 20001-2003
5.    Головнер В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии.// Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 58-64
6.    Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985
7.    Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26
8.    Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70
9.    Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в школе.-2005.- № 5.- с. 28-29
10. Яковишин Л.А. химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.
Литература для учащихся
1. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.
2. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с решениями и ответами. М.: АРКТИ, 2000.
3. Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.
4. Мультимедийный учебник «Химия. 8—9». Урок 15.

Октябрь 2021