Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ, ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОДИРОВКИ ТЕКСТА

Юрковская Наталия Михайловна,
воспитатель,
МАДОУ «Центр развития
ребенка- детский сад «Сказка»,
ХМАО - Югра, г.Белоярский
По своему опыту работы я точно знаю, что у детей слабая память, выучить стихи и песни для детей – большая и продолжительная по времени работа. Слова детьми плохо воспринимаются на слух и сложны для заучивания.
Работая в старшей группе, я внедряла мнемотаблицы на разучивание скороговорок. На раздаточном материале были изображены лишь символы, за которыми пряталось определенное слово. Так дети постепенно, скороговорка за скороговоркой научились, опираясь на мнемотаблицу вспоминать и быстро проговаривать скороговорку. Это был подготовительный этап к последующему учебному году.
В подготовительной группе я приняла решение подкрепить стихотворные строки образным сопровождением – схемой. Для этого я взяла кодировку текста - элемент технологии ТРИЗ. По методическому пособию «Я познаю мир» Т.А. Сидорчук мною были определены основы кодировки текста, которые я переложила на стихи по тематическим неделям. Вместе с детьми мы кодировали стихотворение, загадку на каждую тему недели в течение учебного года в подготовительной группе. Таким образом, дети, совместно с педагогом, рисовали свои символы для кодировки каждого слова в стихотворении. В течение недели мы ежедневно обращались к кодировочной таблице для повтора и закрепления стихотворения. Домой на выходные дети забирали тетради для кодировок и дома с родителями закрепляли. Сочетание зрительного, моторного и слухового восприятия при заучивании стихотворения дало свой результат: 90 % детей подготовительной к школе группы освоили и могли рассказать наизусть стихотворения по любой тематической неделе.
Возможности нашего мозга безграничны. Мозг взрослого человека может воспринимать закодированный текст в нескольких вариациях:
1.         Перестановка букв местами, где первая и последняя буквы остаются на месте, как вы думаете, почему?
Потому что первая и последняя наиболее важные для восприятия буквы. Буквы, находящиеся в центре мозг считывает независимо от последовательности.
Я предлагаю Вам прочитать закодированные поговорки, в вашем задании их 2, продолжить каждую из них и озвучить свои ответы.
Работа с индивидуальным раздаточным материалом.
1.Не пюлй в кдооелц, велыитт – не пмеайошь.
Ответ: Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
2.Сартый дург лшуче-в бдее.
Ответ: Старый друг лучше новых двух.
Друг познается в беде.
3.Без тдура не вщыташиь, а лнеь пиротт.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда,
Труд человека кормит, а лень портит.
4.У схарта гзала – не дкелао педаат.
У страха глаза велики, яблоко от яблони не далеко падает.
5.Смеь пинтяц – не нашекинь птолак.
Семь пятниц на неделе, на каждый роток не накинешь платок.
2.         Преобразование букв, слов в похожие символы. Ребусы – это и есть кодировка букв, либо слов.
Я предлагаю Вам разгадать ребусы о профессиях.
Работа с раздаточным материалом.




Ответы на ребусы: космонавт, парикмахер, почтальон, портной.
3.         Из исходного текста убраны все гласные.
Преобразованный текст не могут прочитать роботы (боты) в интернете. Только человек, живое мыслящее существо, может справиться с этой задачей.
Взрослый человек может закодировать или раскодировать текст на основе букв, а ребенок старшего дошкольного возраста справляется с этой задачей на основе символов-зарисовок определенного слова.
Обратите свое внимание на мольберты (на них при помощи магнитов размещены таблицы кодированных стихотворений детей пдгт. группы). Предлагаю Вам раскодировать таблицу на центральном мольберте
(стихотворение про осень).

Как вы думаете, что мы можем развить у ребенка, используя данную практику?
Ответы: память, образное мышление, графомоторику, усидчивость.
А как вы думаете: развивая все эти интеллектуально-поведенческие особенности дошкольника, способствуем ли мы, педагоги – дошкольники, развитию преемственных связей между садом и школой?
Ответ однозначный: да!

Октябрь 2021