Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР

Шестаченко Надежда Николаевна,
воспитатель,
МАДОУ детский сад № 87,
г. Белгород
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.
Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка, он обижен, не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе, он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.
Задача логопеда и воспитателей совместно с родителями, убедить ребенка, что речь можно исправить. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.
Давно доказана связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе:
1. Массаж и самомассаж кистей рук с использованием чистоговорок и скороговорок (массаж каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; массаж грецкими орехами, шестигранным карандашом, бусами, прищепками, скрепками и пр.)
2. Су-джок терапия
3. Использование пальчиковых игр по лексическим темам («Расскажи стихи руками»). Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
4. Шнуровка – дело знакомое еще с младшей группы
5. Использование продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение). Эти виды деятельности нашли широкое применение не только на занятиях, но и в свободное от них время. Ребенок может взять необходимые для него материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.
6. Игры с песком и водой (песочная терапия). Детям показываем, как можно глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т.е делать самомассаж. На песке учим рисовать (пальцем или палочкой). Пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, отыскивают в песке спрятанные предметы. Вместо песка можно использовать и манную крупу.
7. Макароны и крупа – это не только вкусно, но еще и красиво.
Дети могут превратиться в Золушку и разложить в разные кружечки фасоль и горох, которые мы перемешали заранее.
8. Камушки помогают нам не только развивать координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы букв.
9. С помощью семян и плодов создаем узоры и пейзажи, развиваем творческое воображение
10. Какая модница откажется от украшений, созданных своими руками (нанизывание бусинок, пуговиц и пр).
11. Складывание забавных фигурок, букв из счетных палочек и спичек.
12. Игры в мозаику, пазлы, с конструктором ТИКО.
13. Игры с болтиками и гайками.
14.Работа с бросовым материалом и бумагой (бумагу мнем, рвем, разглаживаем, режем – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей).
15. Игры с прищепками (прищепки превращаются в волшебных птиц, садятся на дерево) помогают не только развивать мелкую моторику, но также закрепляют сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение.
Существует еще целый ряд современных методов и технологий в коррекционной логопедической работе, которые направлены на преодоление
речевых нарушений, выражающихся в нарушенном звукопроизношении, слоговой структуры слова, нарушенных лексико-грамматических связях, в бедном словарном запасе.
Одной из таких технологий является биоэнергопластика, которая нацелена на коррекцию звукопроизношения, расширение активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР. Биоэнергопластика представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата и движения кистей рук. Данная технология позволяет почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Осязательные ощущения обусловливают чёткую работу артикуляционных органов, что является важным условием на первых этапах постановки звуков.
Логоритмика представляет собой игровой метод коррекционной работы, сочетает в себе коррекцию нарушений речи с формированием сенсорных и двигательных возможностей детей. Логоритмические упражнения включают в себя игры под музыку на развитие дыхания, артикуляции, мелкой моторики. В процессе применения логопедической ритмики у детей с ОНР наблюдаются значительные изменения в звукопроизношении, словообразовании, в обогащении активного словаря.
Наглядное моделирование представлено символами, схемами и картинками, основывается на образовании ассоциативных связей. Использование данной технологии успешно зарекомендовало себя. Наглядное моделирование способствует становлению и развитию речевых функций у ребёнка, обогащает словарный запас, развивает фразовую, а затем и связную речь.
Также следует сказать и о имаготерапии – театрализации, включающей в себя: куклотерапию и сказкотерапию. Данная технология способствует развитию связной речи детей, развивает коммуникативные навыки, монологическую и диалогическую речь.
В каждой технологии мы учитываем коррекционные и общеобразовательные задачи. Ведущим принципом является личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку.
Главная наша задача в коррекционно-логопедическом направлении при работе с детьми – совершенствование процесса общения, где важнейшим аспектом является развитие связной речи.
Резюмируя всё выше сказанное можно сделать вывод, что рассмотренные нами современные подходы в коррекционной логопедической деятельности с детьми дошкольного возраста с ОНР имеют высокую эффективность и значимость в развитии речевых навыков.
Список литературы
1.         Глухова, А. Е. Имаготерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями / А. Е. Глухова // Молодой ученый. — 2014
2.         Русакова, Е. А. Важность логоритмики для детей дошкольного возраста / Е. А. Русакова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Международной научной конференции (г. Краснодар, февраль 2016). — Краснодар: Новация, 2016.
3.         Свиридова, Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста / Н. И. Свиридова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016.
4.         Фатеева, Г. И. Характеристика наглядного моделирования как метода развития речи у детей с общим нарушением речи // Актуальные задачи педагогики. материалы IX Междунар. науч. конф. июнь 2018 г.
5.         Жукова Н.В., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», М. 1989.
6.         «Логопедия» под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н., М., 1998.
7.         «Методика развития речи детей дошкольного возраста» Федоренко Л.П., Фомичёва Г.А., Николаичева А.П., М., 1984


Октябрь 2021