Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ШЕСТИУГОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Хранюк Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ ООШ № 9 г. Канска,
г. Канск

Если вы мне расскажете, я это быстро забуду,

если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду,

а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню.

Жан Жак Руссо


Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, развитие в ребенке его лучших качеств, учитывая особенности его личности. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранением единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы, остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. Одним из блоков УУД являются познавательные учебные действия.
Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Исходя из выше заявленной проблемы, планирование воспитательно-образовательного процесса должно быть тщательно продумано и построено с использованием современных педагогических технологий, с указанием форм и способов организации работы обучающихся на основе системно-деятельностного подхода. Педагог должен так спроектировать учебное занятие, подобрать такие методы и приемы работы, чтобы пробудить в учениках исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, представить условия для осмысления нового материала.
Одним из приемов развития познавательных УУД считаю технологию шестиугольного обучения. Метод шестигранного (шестиугольного) обучения сегодня активно используется в ряде школ Великобритании. Автором данной методики является англичанин, учитель истории Рассел Тарр.
Целью этого метода является формирование у учащихся мотивации к обучению, пробуждение исследовательской, творческий активности, самостоятельности. Этот метод позволяет задействовать уже имеющиеся у учащихся знания, создать условия для осмысления нового материала в активной форме, что приводит к повышению эффективности занятий. Ученики намного лучше воспринимают новые учебные идеи, если они связывают их с прошлыми знаниями. Доказательством прочного усвоения учебного материала учащимися является оперирование прошлыми знаниями, их применение в новых условиях, выполнение операций сравнения, анализа, синтеза полученных знаний.
Использование данной методики позволяет:
1.         за определенное время обобщить и систематизировать материал;
2.         устанавливать связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы;
3.         активизировать деятельность учащихся на уроке;
4.         управлять процессом обучения в ходе групповой работы.
В основе методики шестиугольного метода обучения лежит использование шестиугольных карточек. Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый их шестиугольников соединяется с другим, благодаря определенным понятийным или событийным связям.
Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны предоставить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Учениками дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы.
Для того чтобы облегчить распечатку шестиугольников Тарром Расселом был создал шаблон (https://www.classtools.net/hexagon/), которым может воспользоваться каждый учитель. Для составления гексов использую программу Word, так как шаблон, разработанный Тарром Расселом, не поддерживает кириллицу. При работе непосредственно на сайте данный шаблон позволяет учащимся занимаматься обработкой и классификацией предложенного материала, передвигать ячейки с помощью мыши, менять их цвет и удалять лишние соты. В конце своей работы представляют конкретный результат деятельности, доказывая свою точку зрения. Данная работа интересна учащимся. Они с удовольствием работают как в парах, так и в группах, выстраивая свои логические цепочки.
При заполнении шаблона на сайте учителю следует: в первом окошке написать тему, во втором – инструкцию для учеников, в третьем – ключевые слова для шестиугольников. (каждая новая строчка — это новый шестиугольник). Работу, выполненную на сайте, можно сохранить как отдельной ссылкой или отдельной веб-страницей.
Над данным приемом работаю первый год. На мой взгляд, применение этого приема более эффективно на уроках усвоения новых знаний и на уроках систематизации и обобщения знаний и умений.
При изучении нового материала учащиеся могут сделать неожиданные, но правильные выводы.
Примеры работы с данным приемом из личного опыта:
Вариант 1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику (текстовая, картинка, фото). (См. технологическую карту урока по теме К. Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб» и рассказ «Заячьи лапы»).
Вариант 2. Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме.

Вариант 3. Часть шестиугольников оставить пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выделить главное, сопоставить и проанализировать изученный материал (шесть шестиугольников с изображением фразеологизмов; один шестиугольник с надписью «фразеологизмы»; шесть пустых шестиугольников).
Гексы располагаются хаотично. Ученики должны в шестиугольник с надписью «фразеологизм» вписать определение фразеологизма, выложить гексы с изображениями к граням нужного шестиугольника. В пустые шестиугольники необходимо вписать значение фразеологизмов и присоединить их к соответствующему изображению. Объяснит выбор.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.

Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).

Вариант 4. Работа в группах, парах. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются ими и стараются собрать мозаику своих товарищей.
Вариант 5. Маркированные шестиугольники. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам (четыре цветных шестиугольника, на которых указан род имен существительных (ж., м., ср., общий); один бесцветный шестиугольник с надписью «род» (прикреплен); два пустых шестиугольника синего цвета; два пустых шестиугольника красного цвета; два пустых шестиугольника зеленого цвета; два пустых шестиугольника желтого цвета).
Гексы располагаются хаотично. Ученики должны выложить шестиугольники к граням одного цвета. Сначала соединяются и шестиугольники ж. р., м. р., ср. р. и вписываются примеры, а затем по мере изучения материала общего рода.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.

Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).

Пример неправильно составленного гекса. Существительное огонь соприкасается с м. р. и ж. р., мозоль с ж. р. и общим, небо с общим и ср. р., доктор со ср. р. и м. р. Это неправильно: род необходимо указывать точно.

Вариант 6. Гексы с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж. Такой вариант хорош для изучения исторических событий, связанных с изучением вопросов культуры.
Вариант 7. Учащиеся выделяют наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и объясняют свой выбор.
Вариант 8. Составить по гексу рассказ или короткое эссе. Такой вариант работы возможен при написании сочинения.
Каждое учебное занятие с использованием технологии шестиугольного обучения выстраиваю в соответствии с технологической цепочкой: АКТУАЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ → ПОЛУЧЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ → ОСМЫСЛЕНИЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЙНЫХ СВЯЗЕЙ → РЕФЛЕКСИЯ.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение технологии шестиугольного обучения позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к формированию у них устойчивого глубокого познавательного интереса, творческих способностей учащихся и, как следствие, развитие познавательных УУД.
Список используемой литературы
1.         Аствацатуров Г.О. Шестиугольное обучение как образовательная технология. [Электронный ресурс] – Ссылка для доступа: http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/.
2.         http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/.
3.         https://www.classtools.net/hexagon/.
Материал курсов повышения квалификации «ЗНАНИО», «Развитие критического мышления в процессе обучения русскому языку и литературе средствами технологии шестиугольного обучения».
Октябрь 2021