учитель истории и обществознания,
МБОУ «Никитовская средняя
общеобразовательная школа»,
с. Никитовка.
До настоящего времени главной целью школьного образования являлось усвоение обучающимися всей суммы знаний, которые выработало человечество. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование адаптированной к социуму личности обучающихся, овладение ими универсальных способов учебной деятельности, обеспечивающих успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования, перед учителями начальной школы встает ряд вопросов:
- как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям;
- как правильно излагать и защищать свои идеи.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны новые формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня технологии критического мышления.
В этой технологии учащиеся должны:
-уметь просеивать информацию и сами принимать решения о том, что для них важно, а что нет;
-научиться оценивать критически, творчески и продуктивно ту часть информации, с которой они сталкиваются.
Учебные предметы «история» и «обществознание» обладают большими возможностями для раскрытия интеллектуального потенциала каждого обучающегося. Применение технологии критического мышления на учебных занятиях позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей школьников.
Целью данной образовательной технологии является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Она решает следующие задачи:
- создает условия для развития аналитического мышления обучающихся;
- содействует формированию культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, помогает адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
- стимулирует самостоятельную поисковую, творческую деятельность, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Технология критического мышления направлена на достижение следующих образовательных результатов:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в различных областях знаний;
- пользоваться различными способами интегрирования информации;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- решать проблемы;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением;
- брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе.
Учитель в рамках технологии критического мышления направляет усилия обучающихся в определённое русло, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы, подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Основа технологии - трехфазовая структура урока: вызов, осмысление и рефлексия. Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Она представляет собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности; она представляет учащемуся условия для осмысления материала и помогает ему обобщить приобретенные знания.
Технологические этапы
1 стадия
2 стадия
3 стадия
Вызов:
-актуализация имеющихся знаний;
-пробуждение интереса к получению новой информации;
-постановка учеником собственных целей обучения
Осмысление содержимого:
-получение новой информации;
-корректировка учеником поставленных целей обучения
Рефлексия:
-размышление, рождение нового знания,
-постановка учеником новых целей обучения
1. Вызов. В классе на стадии вызова учащиеся могут получать задание, потом методом мозговой атаки составлять список того, что они знают или думают. Мозговая атака может проводиться индивидуально с каждым учащимся, парами или в групповой форме организации деятельности. Важно, чтобы учитель говорил как можно меньше, а дети - как можно больше. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в роли проводника, заставляя учащихся размышлять. На этой стадии формируется мотив к обучению.
Что происходит на стадии вызова? Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает по обсуждаемой теме. Это заставляет его анализировать собственные знания на подступах к той теме, которую он начнет разбирать во всех подробностях. Во-вторых, происходит активизация самого учащегося. Обучение в данной технологии не пассивная, а активная деятельность Участие становится активным только тогда, когда учащийся начинает целенаправленно мыслить и выражать свои мысли словами, то есть демонстрация знаний себе и другим обучаемым происходит при активной мыслительной деятельности при помощи устной или письменной речи.
Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. Третья цель стадии вызова - определение цели предлагаемой темы. Следует различать цели учителя и цели учащихся. Цели, выбранные учащимся, более сильны и мотивированы. Таким образом: стадия вызов обязательна на каждом уроке.
Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у детей знания по данной теме или проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать к учебной деятельности, побудить к активной работе на уроке и дома.
2. Осмысление. На этой стадии обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Форма контакта может быть разной: чтение текста, выполнение опытов, аудирование. Существует ряд методических приемов, которые обеспечивают активность учащихся и поддерживают их интерес к теме урока. Главная задача смысловой стадии состоит в том, чтобы поддержать у учащихся активность, интерес и инерцию движения, созданные во время фазы вызова. Немаловажной задачей является поддержание усилий обучающихся по отслеживанию у них собственного понимания. Таким образом, на стадии осмысления другие задачи. Эта стадия позволяет ребенку получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.
3. Фаза рефлексии - необходима не только для того, чтобы учитель получил обратную связь, но и для того, чтобы сами учащиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включив в них новые понятия. Именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения в словесной или письменной форме. Известно, что только в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании учащихся в ходе предыдущих учебных стадий, структурируется и превращается в новое знание. Таким образом, мы видим, что на стадии рефлексии основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации обучающимся;
-формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит «введение в проблему» или «актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся». А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Отдельную группу составляют так называемые модельные уроки. Модельный урок «Чтение со “стопами”». Модельный урок «Шесть шляп мышления». Модельный урок «Зигзаг» и многие другие.
Использование технологии развития критического мышления позволило достичь следующих результатов:
-изменить отношение детей к уроку истории и обществознанию (после изучения темы учащиеся продолжают самостоятельно искать дополнительный материал по интересующей теме);
-повысить познавательное отношение к прочитанному;
-развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;
-изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);
-мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру;
-создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Технология критического мышления играет существенную роль и в развитии педагога, т.к. учителю приходится вставать в позицию проектировщика и исследователя, повышает профессиональную компетентность.
Внедрение в образовательный процесс технологии критического мышления открывает значительные возможности для повышения качества знаний учащихся. Дети учатся пользоваться дополнительной литературой, используют различные источники информации, учатся слушать и анализировать, сопоставлять себя с другими учащимися, формируется навык реальной самооценки и умение позиционировать себя, развивает ключевые компетентности, что ведет к социальной успешности учащихся.
Педагогическая практика показала, что существует ряд проблем, без решения, которых невозможно обеспечить продуктивное развитие интеллектуальных способностей ребенка. Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет ни каких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Наблюдения, проведенные среди школьников, показали, что многие учащиеся не обладают культурой чтения, т.е. не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. Затруднение вызывает работа с историческим текстом и его анализ. Как правило, учащиеся просто пересказывают изучаемый материал, не анализируя их, не выделяя причинно-следственные связи. В большинстве случаев учащиеся, не всегда могут ответить на поставленный вопрос. Обычно не вызывает затруднения вопрос, который задан по тексту произведения или параграфа. Но если вопрос перефразировать, сделать его проблемным, сразу, же возникают затруднения. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, в развитии интеллектуальных способностей школьников, может систематическое использование приемов технологии критического мышления. Основные принципы данной технологии максимально созвучны с проявлениями интеллектуальной зрелости личности. Ее использование будет содействовать развитию у школьников интеллектуальных способностей, стимулировать формирование у обучающихся собственной точки зрения по определенному вопросу, способности отстоять ее логическими доводами.