Воспитатель
МАДОУ «Детский сад №111»
г. Пермь
Наглядно-образное мышление начинает формироваться у детей в возрасте полутора лет и окончательно формируется к пяти годам. Используя такое мышление, ребенок может решать различные задачи с реальными предметами. Это значит, что ребенку в возрасте четырех-пяти лет уже не обязательно видеть предмет или брать его в руки, чтобы ответить на вопрос о нем. Ребенок может просто представить этот предмет. В сознании ребенка уже возникают схемы, модели, он способен обобщать и анализировать информацию, которую получает из внешнего мира. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление.
Но почему же так важно развивать не просто «мышление», а именно «критическое мышление» у детей?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит критическое мышление. В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия, но общий смысл сводится к следующему.
Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать, но и анализировать информацию.
Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит, сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.
Это только кажется сложным в теории, а вот на практике взрослые могут каждый день видеть проявления критического мышления у ребенка. Вечный детский вопрос «почему?» — самый яркий пример развивающегося критического мышления. Малыши всегда хотят знать причины человеческих поступков, природных явлений, событий, свидетелями которых они являются. Разумеется, иногда игра в «почемучку» — это лишь способ привлечь к себе внимание взрослых. Из такого поведения родители должны сделать соответствующие выводы. Это значит, что ребенок подает сигнал «мне вас не хватает». Такие сигналы лучше не пропускать и решать проблему вовремя. Если же ребенком движет любознательность, то и в этом случае нельзя просто отмахиваться от его вопросов. Игнорируя их, легко отбить интерес к познанию. Важно со вниманием отнестись к стремлению ребенка узнать все и обо всем.
Как же развить критическое мышление у ребёнка?
На первый взгляд, кажется: чтобы воспитать у ребёнка критическое мышление, необходимо как можно раньше учить его определять любую поступающую информацию как правду или ложь («согласен‒не согласен», «верю ‒ не верю»), сомневаться во всём, что видишь, слышишь и читаешь. Тогда и сформируется у ребёнка привычка или даже навык мыслить критически.
Но такой подход не целесообразен. Он не принесёт желаемого результата и не станет, как надеются некоторые, эффективной прививкой от манипуляций в будущем. Он подобен тому, как если бы мы стали тянуть росток вверх, чтобы он скорее вырос и принёс плоды. Результат будет противоположным — мы только вырвем растение с корнем. В силу несвоевременности, психологического несоответствия возрасту такая тактика обучения может даже нанести вред. Объясню, почему.
Критическое мышление — это не просто уровень развития отдельного психического процесса. Это феномен, имеющий отношение не только к мышлению, но и к личности в целом. Думаю, не будет ошибкой сказать, что критическое мышление может рассматриваться как один из критериев личностной зрелости. Было бы абсурдным пытаться изобрести такую «технологию», которая заставит ребёнка уже в дошкольном или младшем школьном возрасте достичь психологической зрелости взрослого человека, — это способны сделать только время и жизненный опыт. Значит, и сформировать полноценное критическое мышление у дошкольника или младшего школьника с помощью определённых приёмов и упражнений — задача бессмысленная.
А что мы можем? Соответственно возрасту ребёнка, помогать формироваться предпосылкам критического мышления: поддерживать и развивать природную любознательность, закладывать прочные системные знания, учить видеть взаимосвязи (причины и следствия, цепочки событий, сходства и различия и тому подобное), а также развивать мышление, свойственное детям на данном возрастном этапе, формировать волю и правильные ценности.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
При использовании ТРКМ воспитанники являются субъектами при определении целей образовательной деятельности, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такая деятельность дает возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.
Работа в рамках ТРКМ организуется как в индивидуальных, так и групповых видах деятельности. Приёмы ТРКМ позволяют развивать познавательные логические универсальные действия: анализ и синтез, обобщение и сопоставление, сравнение и систематизация, построении логических рассуждений, выведение следствий.
Данная технология применяется на любом этапе изучения материала, в любой образовательной деятельности.
Структура занятия по технологии развития критического мышления состоит из трёх стадий: «вызов» - «осмысление» - «рефлексия». На каждой стадии используются различные приемы, активизирующие мыслительные навыки и развивающие инициативу каждого ребенка. Выбор приемов зависит от темы занятия с учетом интереса воспитанников.
I стадия занятия – «вызов». Ее присутствие на занятии обязательно.
Функции стадии:
- мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме)
- информационная (вывод «на поверхность» имеющихся знаний по теме)
- коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,
- побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.
Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.
На данной стадии используются различные приемы: (например)
«Мозговой штурм»
Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.
При использовании этого приема педагог предлагает воспитанникам воспользоваться моделью трех вопросов:
ЧТО ЗНАЮ?
ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?
КАК УЗНАТЬ?
Предлагается подумать и педагог записывает все, что они знают или думают по данной теме. Далее воспитанники обмениваются информацией. Педагогический опыт показывает, что парная мозговая атака очень помогает дошкольникам, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ребенок легче выходит на контакт со всей группой. Кроме того, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу детей.
«Корзина идей»
Этот прием позволяет выяснить все, что знают дети по обсуждаемой теме. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что воспитанники знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
1. Каждый ребенок вспоминает все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются педагогом в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются на следующей стадии по мере освоения новой информации.
II стадия занятия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа дошкольника с новым материалом. Эта стадия позволяет дошкольнику:
-получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Главная задача стадии «осмысления» – поддержать активность, интерес созданные во время стадии «вызова». В этот момент дети сознательно увязывают новое с уже известным.
На данной стадии, в зависимости от поставленных образовательных задач, используются следующие приемы: (например)
«Ролевая игра»
Применяется педагогом почти на каждом занятии. Цель этого приема заинтересовать детей, удивить. При этом возникает и действует эффект неожиданности. Так же этот прием может заключаться в постановке проблем или в инсценировке. Например, появление неожиданно какого – либо героя, который предлагает детям решить проблему. Это также может быть небольшая инсценировка с участием разных видов театра или других игрушек.
Прием «ролевая игра» активизирует внимание детей, создает интерес детей к данной проблеме и желание решить ее. Воспитывает в детях доброжелательность, отзывчивость.
«Кубик»
Данный прием используется для графической организации материала. На гранях кубика дается задание. В группах воспитанники заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.
Например: Картинка изображаемого предмета.
Каждая сторона кубика несёт вопрос:
Что это?
На что похоже?
Форма, величина, цвет
Как это делают?
Для чего используют?
За и против (положительное и отрицательное)
«Диаграммы Венна» («Круги сравнения»)
Данный прием используется для конкретизации и классификации предметов на основе сравнения.
Например, при изучении лексической темы «Животные»:
- Что мы знаем о животных? На какие группы мы их можем поделить? Распределите животных по кругам сравнения. (Дети прикрепляют изображения животных на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным детьми названиям групп (дикие, домашние) )
- Какие животные могут быть и дикими и домашними? Где вы их расположили по кругам сравнения? (Дети называют животных и птиц, которые расположены в общей части кругов).
- Чем отличаются дикие и домашние собаки? Почему животных называют домашними? Что нужно для ухаживания за ними? Без чего эти животные жить не смогут?
III стадия занятия – «рефлексия» - размышления.
На стадии рефлексии таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, исследования, дискуссии и т.д. На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- формирование у каждого дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.
На данной стадии используются следующие приемы:
«Синквейн»
Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Его составление – эффективное упражнение для ума. Оно развивает навыки краткого резюмирования после осмысления пройденного материала.
1 строка – тема произведения, выраженная одним словом (существительным)
2 строка – описание темы в двух словах (прилагательных)
3 строка – описание действия тремя словами (обычно глаголами)
4 строка – фраза их 4-х слов, выражающая отношение к этой теме
5 срока – одно слово, синоним к первому на эмоционально - образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы
Например, синквейн на слово:
«МАМА»
Добрая, прекрасная
Любит, готовит, воспитывает
Мама – это мой идеал.
Жизнь
Так же возможно применение следующих методов и приёмов развития критического мышления:
1. «Прогнозирование» - активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. Тема: «Чтение М. Пришвина «Лисичкин хлеб». - Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе М. Пришвина «Лисичкин хлеб»? О каких животных пойдёт речь? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).
2. «Логические цепочки» - развитие умения устанавливать общий признак. - Продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, … и т.д.
3. «Ассоциативный куст» - активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий. Тема: «Зимние виды спорта» - Какие ассоциации возникают при слове «спорт»? Называйте всё, что вспоминается. Дети называют слова, фразы, всё обозначается на маркерной доске заглавными буквами слова или рисунком –символом. - Докажите, что вы назвали правильные слова. Доказанные слова соединяются с основным словом «спорт» с помощью стрелок. - Выберите из ряда предметов новые слова, имеющие отношение к спорту. Докажите ваш выбор.
4. «Кластеры» («Гроздья») – графический прием систематизации материала
1) Выделение смысловых единиц (ключевых понятий);
2) Объединение понятий в виде схемы, установление причинно- следствен-ных связей;
3) Поиск новых кластеров: наполнение содержанием готовой схемы, назы-вание обозначенных кластеров;
4) Самостоятельная работа с текстом, опираясь на схему
5. «Толстые и тонкие вопросы» - осмысление содержания художественного произведения. «Толстый» вопрос подразумевает ответ «да», «нет», «не знаю», а «тонкий» вопрос требует развёрнутого ответа.
6. «Шесть шляп мышления» - Например, тема «Олимпийские игры 2014г.» Воспитатель: «Давайте вспомним, как работают наши шляпы:
1) белая шляпа - факты
2) красная - чувства и эмоции
3) черная - ищет недостатки, критикует
4) желтая шляпа находит достоинства, положительные моменты
- Итак, первыми выступят белые шляпы.
Что вы можете сказать об Олимпиаде? Что нам о ней известно?
- Вторые - это ребята в красных шляпах.
Какие чувства, эмоции у вас вызывает спорт? Олимпиада?
- Третьими будут ребята под черными шляпами.
Какие на ваш взгляд есть недостатки в Олимпийских играх? Что для вас неприемлемо?
- Четвёртыми выскажутся желтые шляпы
Что вы видите хорошего, полезного в Олимпиаде и в спорте вообще?
- Синие шляпы подведу итоги наших соревнований».
7. «Верные и неверные суждения» («Плюс, минус») - Воспитатель: «А что вы знаете об Олимпиаде, мы сейчас проверим. При помощи сигнальных карточек вы будете определять верность (поднимаем красную сигнальную карточку) и неверность (поднимаем чёрную сигнальную карточку) моих утверждений. 1) Олимпийские игры проходят только зимой; 2) Для участия в зимней Олимпиаде нужны такие спортивные снаряды, как велосипед; роликовые коньки, клюшка для гольфа; 3) Зимняя Олимпиада проходит в этом году в Сочи и т.д.
Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно их комбинировать, вмещать в рамки уже знакомых традиционных форм занятия.
Критическое мышление - это шаг к активным, творческим методам. Если мы хотим воспитать ребенка неординарной личностью, стоит не просто пичкать его информацией, но побуждать его мыслить критически, то есть делать собственные умозаключения на основании полученной информации, размышлять, ставить правильные вопросы.