Высшая школа делового администрирования
Конференции

РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Баландина Наталья Владимировна,
учитель биологии и химии
МОУ «Хомутовская школа»,
село Хомутово Новоазовского района
Донецкой области, ДНР
Задача современной школы заключается в подготовке выпускников, способных воспринимать новые идеи, принимать нестандартные решения, легко адаптироваться к меняющимся условиям жизни и при этом умеющих работать в коллективе. Этого можно достигнуть за счет внедрения в практику таких форм и методов обучения, которые будут способствовать развитию у каждого ребенка самостоятельности, интеллектуальной активности, его духовному совершенствованию. Обязательным условием является использование современных образовательных инновационных технологий в обучении современного школьника, его интеллектуального, творческого, нравственного развития.
В исследованиях С.Белых, О.Богомоловой, Ю.Косторных, Г.Русских, отмечается, что педагогически грамотно спроектированная нацеленность ученика на учебную деятельность важна потому, что является опорой в развитии организационных общеучебных навыков - от умения планировать собственную деятельность до формирования навыков отслеживать её результаты. [2, 3]
Проектная методика предусматривает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления. Использование учителем метода проектов делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого и обязательной активной познавательной деятельности. [1,4]
Цель статьи- познакомить с результатами работы по использованию инновационных технологий на уроках биологии, в особенности метода проектов и ИКТ; показать, что для реализации данного подхода нужны не большие материальные затраты, а желание и заинтересованность детей. Важно отметить, что результатом станет качественно новый уровень знаний юных биологов.
Сухомлинский В.А. советует: «стремитесь к тому, чтобы ученики сами открывали источники интереса, чтобы в этом открытии они чувствовали собственный труд и успех- само по себе это один из самых важных источников интереса…В самой глубине человеческого естества есть неискоренимая необходимость чувствовать себя первооткрывателем, исследователем, поисковиком. В детском же духовном мире эта необходимость особенно сильна. Я вижу очень важное воспитательное задание в том, чтобы постоянно поддерживать, углублять желание учащихся быть открывателем, реализовать это его желание специальными методами работы». [4, 80-82]
Для реализации данной цели было избрано внедрение инновационных подходов на уроках предметов естественного цикла наук, а именно- использование на уроках биологии методов проектной деятельности и информационно-компьютерных технологий, предполагающих развитие у обучающихся способности к самоопределению, самоорганизации и самореализации. [3, c.169]
Метод проектов предусматривает наличие проблемы, требующей поиска предмета исследования, как в индивидуальной, так и групповой форме. Он может быть использован на отдельно взятом уроке или цикле уроков.
Ход проектной деятельности позволяет вовлечь каждого учащегося в активную познавательную работу и, учитывая, что в основе метода проектов лежит развитие критического мышления ученика, сориентироваться в информационном пространстве. [4, c 21]
Данная работа показывает использование проектов различной типологии - исследовательских, информационных, поисковых, творческих, роле-игровых (по характеру доминирующей деятельности учащихся); индивидуальных, парных, групповых (по количеству участников); краткосрочных (на определенном этапе урока), среднепродолжительных (от недели до месяца) и долгосрочных.
Использование групповых проектов дает возможность задействовать учеников с разными учебными возможностями, среди которых есть как хорошо подготовленные к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности, так и не очень готовые к такой работе. Такие учащиеся на уроках которые часто играют роль статистов. Учителю важно подготовить каждого ребенка к посильной работе, поэтому приходится постоянно организовывать и направлять деятельность учеников, помогать ребятам подобрать информацию, выбрать форму подачи материала, определить логику его изложения.
При выполнении проектов по биологии следует делать акцент на местные условия природной среды, экологическую обстановку, преобладающие технологии, историко-культурные традиции своего региона, района, села. [2, c.24].
При выборе той или иной темы будущей исследовательской проектной работы поможет метод проблемного обучения. Тема может быть выбрана из предложенных учителем или возникнуть совершенно неожиданно, а поиск ответа на поставленный вопрос никогда не ограничивается размерами учебного материала.
При организации исследовательской деятельности школьников используются следующие формы: индивидуальная работа (отдельные задания, например, создание компьютерной презентации, консультации); групповая работа (совместные исследовательские проекты); массовая работа (конференции, предметные недели, олимпиады, выставки, лекции и конкурсы).
Выполнение исследовательских проектов качественно меняет роли учащихся и учителя. Акцент делается не на содержание обучения, а на процесс применения имеющимися знаний. Алгоритмы учебной деятельности школьников и действий учителя определяются содержанием работы на каждом этапе исследовательского проекта. Они различны на разных этапах проектирования. [2, c.26]
Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, координатора проектора. Обучающиеся становятся активными участниками процесса.
На этапе подготовки важно точно определить актуальную тему и цель исследовательского проекта, поставить проблему. Знакомство учащихся со смыслом проектного подхода мотивирует их деятельность. Обучающиеся обсуждают совместно с учителем предмет проекта, выдвигают свои предложения, идеи; получают необходимую дополнительную информацию, составляют список литературы.
Содержание работы на этапе планирования заключается в определении источников информации, способов представления результатов (формы отчёта), устанавливании процедур и критериев оценки результатов процесса проектной деятельности; распределении задач (обязанностей) между членами команды. Ученики разрабатывают план действий, формулирует задачи исследования, выдвигают гипотезы, которые будут отвергнуты или подтверждены в ходе исследования. Педагог предлагает идеи, высказывает предположения; наблюдает за деятельностью учащихся.
При определении обязанностей учеников учитываются индивидуальные склонности, интересы, стиль работы и другие особенности детей. Как показала практика, уже при реализации второго - третьего проектов учащиеся самостоятельно определяют наиболее эффективное распределение ролей в группе. Чётко обозначенные для каждого участника проекта задачи и сроки их выполнения организуют и одновременно стимулируют учеников.
Исследовательская деятельность помогает каждому из учащихся найти интересующую его тему. А участие в освещении изучаемой на уроках темы позволяет и остальным школьникам более полно усвоить материал. Выступая перед другими учащимися с рассказами о проделанной работе, выводами и перспективами, юные исследователи заражают слушателей творчеством. После защиты проекта число обучающихся, желающих принять участие в исследовательской деятельности, значительно увеличивается. Это позволяет добиваться устойчивых положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.
Школьники осознают на первый взгляд неуловимую мысль о том, что всё взаимосвязано между собой. Выполняя проект, они овладевают построением цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты проекта. Таким образом, исследовательская, поисковая ориентация в построении проектирования связана с развитием критического и творческого мышления. [2, c.26]. При этом развивается самостоятельность учащихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности.
В начале работы с методом проектного обучения, предлагались проекты информационные и поисковые, кратковременные (на определённый этап урока). Дети искали информацию по той или иной теме и на следующем уроке защищали свои проекты. На уроках в 6-7 классах, подготовили такие проекты, как "Знакомимся-мы специи", "Интересно знать, что...", "Экзотические и удивительные семена и плоды", "Опасен ли для нас животный мир". Учащиеся 8-11 классов к урокам биологии готовили проекты: " Пластические операции", " Пирсинг", "Подари себе жизнь", "Плоскостопие" и другие.
Примером может быть урок-конференция в 6 классе по теме «Мир лекарственных растений», в основе которого также лежит проектная деятельность. На этом уроке использовалась групповая форма работы. Класс делился на несколько групп: «инфекционисты», «кардиологи», «дерматологи», «косметологи». Каждая группа должна была выполнить проект об использовании растений в своей области. Например, группа «инфекционистов» готовила подборку материала в виде брошюры по лекарственным растениям, указав простудные заболевания, при которых эти растения используются, приложив рецепты народной медицины, фотографии растений. Группа «кардиологов» готовила проект об использовании растений при лечении сердечно-сосудистых заболеваниях. Остальные группы учащихся готовили аналогичные проекты по использованию растений в своей сфере (дерматологи-использование растений при лечении кожных заболеваний, косметологи-применение растений в приготовлении косметических средств). Учителю целесообразно корректировать текущую работу учеников. В ходе такой творческой работы ребята учатся собирать факты, анализировать, обобщать их; у них развиваются коммуникативные компетентности, умение работать в группе.
Однако следует заметить, что применение метода проектного обучения в педагогической практике не в состоянии охватить содержание биологии в полном объёме и требует значительных временных затрат. Это трудоемкий процесс, требующий предварительной подготовки со стороны детей и учителя. При работе с этим методом можешь столкнуться с такими проблемами: потеря интереса к работе (получив простой ответ, прекращают поиск истины), возникновение конфликтных ситуаций, как в группах, так и в коллективе, неполное выполнение обязанностей.
Реализовать данное направление позволит и проведение исследовательской деятельности школьников во внеурочное время. Это могут быть проекты следующих видов: индивидуальные и групповые, межпредметные, среднесрочные и долгосрочные, информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные). При рассмотрении проблемы охраны окружающей среды на уроках биологии, химии и экологии, у учащихся возникает вопрос: как и кто должен повлиять на экологическую ситуацию в нашей местности? Ответом может стать исследовательский проект: «Мой экологически чистый мир».
Немаловажное значение при организации и реализации проектов играют партнеры, в том числе и различные общественные и природоохранные организации. При сотрудничестве с Донецкой общественной организацией «К чистым истокам» с управлением лесного и охотничьего хозяйства ДНР а также с научными сотрудниками Биосферной особоохраняемой природной территорией республиканского значения «Хомутовская степь-Меотида» был разработан общешкольный проект «Мой экологически чистый мир». Начало проекту было положено в сентябре 2015 года, он является долгосрочным.
Уже есть первые результаты проекта. Совместно с администрацией школы, сельским населением, родителями на предлежащей к школе территории заложен парк: высажено более 100 саженцев деревьев и 40 кустарников, разбиты 2 клумбы. Саженцы деревьев, кустарников были бесплатно предоставлены управлением лесного и охотничьего хозяйства ДНР, немало саженцев и семян принесли работники школы и сами дети. Предназначением этого парка будет создание учебной экологической тропы при школе села Хомутово для использования ее в учебном процессе и прохождения летней экологической практики. Надеемся, что он станет местом отдыха для учащихся и местных жителей, украсит наше село.
Следующие этапы проекта предусматривают посадку деревьев вокруг территории сельского стадиона, сезонную очистка побережья реки Грузской Еланчик, принятие активного участия в мероприятиях по охране флоры и фауны Азовского моря и его побережья и многое другое.
Проект способствует повышению экологической грамотности детского населения, усвоению школьниками норм экологически правильного поведения в повседневной жизни, развитию природоохранных навыков и знаний, освоению азов ландшафтного проектирования территории, ее благоустройства.
Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире. Это знание может иметь как частный, так и обобщающий характер, но это всегда сущностная характеристика, такая информация, которая не может быть получена на уровне простого восприятия. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности.
Задача педагога — помочь выйти на исследовательскую задачу, организовать поиск и процесс решения, изложить найденное. [1, c.68-74]
Выводы:
Знания, приобретенные школьниками в ходе проектно-исследовательской деятельности, оказываются более прочными, максимально осознанными.
Использование инновационных технологий позволяет отрабатывать коммуникативные умения учащихся, формировать их активно-познавательную позицию, что соответствует актуальным потребностям современного общества. А умение адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, учит самостоятельно критически мыслить, не только видеть возникающие в реальном мире трудности, но и находить пути рационального их преодоления.
Список литературы:
1.Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006. № 3. – С. 68-74
2. Богомолова О.В. Об организации проектной деятельности учащихся // Химия в школе. – 2008 год, №2, стр. 23-28
3.Косторных Ю. А. Внедрение инновационных технологий и применение ИКТ на уроках биологии [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 169-171.
4. Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. – 2003 год, №3, стр. 21-30
5. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. -К.: Рад.шк., 1988.-С.80-83.

Октябрь 2021