Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

Гонтарь Ольга Владимировна,
учитель химии,
ГУЛНР «ЛОУСОШ №18»,
г. Луганск, ЛНР
Стремительные изменения, происходящие в современном обществе, ведут к пониманию того, что современные школьники должны владеть знаниями и умениями в различных областях, чтобы уметь их применить в дальнейшей жизни. Потому задача педагогов сегодня – выбор наиболее современных и эффективных средств обучения и воспитания, новых технологий.
Изменения, которые происходят в области образования, приводят учителя к более осознанному выбору методик преподавания, приёмов и методов обучения школьников, которые бы не только соответствовали современным требованиям, предъявляемым в настоящее время школе, но и воспитывали в ребёнке желание учиться, познавать окружающий мир, овладевая новыми знаниями, умениями.
И вот здесь на помощь педагогу приходят инновационные технологии. О некоторых из них пойдёт речь в статье.
Технология личностно-ориентированного обучения даёт возможность формирования у обучающихся умений размышлять, анализировать, опираясь на собственный опыт [1; 9]. Наиболее интересны и познавательны для школьников вопросы, которые касаются человека, всего того, что его окружает в повседневной жизни. Например:
·           Почему при отравлениях рекомендуют принимать активированный уголь?
·           Почему для приготовления вкусного бульона мясо нужно класть в холодную воду, а для мясных вторых блюд – в горячую?
·           Как затушить масло, если оно загорелось на сковороде?
Подобные вопросы возникают у обучающихся на уроках химии. Они с удовольствием ищут ответы на свои вопросы. Ведь то, что вызывает интерес, легко усваивается и надолго запоминается.
Среди различных форм активизации учебного процесса и формировании компетентностных подходов, центральное место принадлежит проблемному обучению. Цель технологии проблемного обучения - «научить ученика мыслить» [2; 10].
При изучении почти любой учебной темы можно создать проблемную ситуацию, то есть поставить перед обучающимися вопрос, требующий со стороны учеников самостоятельного решения. Такие ситуации можно создавать на любом из этапов урока: при объяснении нового материала, его закреплении или контроле знаний.
Так, в 8 классе при изучении темы «Кислород» ученикам можно задать вопрос: «Почему рыбы не погибают под толстым слоем льда?», а при изучении темы «Гидролиз солей»: «Кислоты кислые, так как при диссоциации дают катионы водорода, для щелочей из-за присутствия гидроксид-ионов характерна щелочная среда. Какой характер среды могут иметь соли?»
При рассмотрении темы «Амфотерные гидроксиды» во время демонстрации двойственности свойств соединений или возможности проявления одним и тем же веществом окислительно-восстановительных свойств также возникает проблемная ситуация
Сравнивая свойства глюкозы и фруктозы в теме «Углеводы», обучающиеся снова сталкиваются с проблемой: почему глюкоза вступает в реакцию с гидроксидом меди (II), а фруктоза – нет.
Если урок организован педагогом правильно и целесообразно, то нестандартная организация этапа «открытия» знаний приводит к развитию и формированию способностей школьников, их познавательной деятельности.
На всех этапах урока осуществляется технология разноуровневого обучения [1; 10]. При закреплении нового материала необходимо дифференцировать вопросы на повторение и закрепление, предлагать разноуровневые домашние задания. При проверке знаний нужно предлагать ученикам дифференцированные задания самостоятельных, проверочных и контрольных работ. Опираясь на изученный материал, обучающимся предлагается составить кроссворд, подготовить сообщение, сделать рисунки к изучаемой теме, презентации и т.д.
При изучении «Производство аммиака», «Производство серной, азотной кислоты», «Минеральные удобрения» учащиеся готовят таблицы, схемы производств, рисунки и фотографии.
Технология проектного обучения применяется для формирования компетенций школьников. Именно они обеспечивают развитие познавательных способностей и саморазвитие обучающихся. Через детальную разработку проблемы достигается дидактическая цели, которая должна завершиться вполне реальным критически результатом, оформленным тем или иным образом [3; 146]. Метод проектов можно применять как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Главная цель любого проекта – формирование умений самостоятельно искать и отбирать информацию, используя при этом различные источники информации, планировать работу, развивать навыки совместной работы и сотрудничества, уметь находить ошибки, чтобы избежать их в дальнейшем.
Метод проектов можно использовать на разных уровнях изучения химии. Например, при знакомстве с химическими элементами, миром металлов и неметаллов, рассмотрении признаков химических реакций в 8-9 классах; в 10-11 классе, работая над проектом, обучающиеся познают многообразие мира органических веществ, углеводов, совершают путешествие вовнутрь вещества, знакомятся с проявлениями химии в жизни общества (в природе, в быту, в медицине и других областях).
На специально отведенных учителем уроках осуществляется защита готовых продуктов – проектов, которые несут элемент новизны в образование, в познание нового.
Тяга к новым экспериментам и открытиям живёт в каждом ученике. А химия – это как раз один из тех предметов, которые дают возможность обучающимся проводить исследования и делать открытия.
Под исследовательской работой мы понимаем экспериментальную или теоретическую самостоятельную деятельность обучающихся. Ученик изучает явления и свойства реальных объектов природы и техники, ято способствует развитию их творческих способностей.
Урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчет, урок – проект, урок – презентация, урок – экспертиза, урок – путешествие, урок – рассказ, урок – экскурс в эпоху деятельности ученого – такие уроки относятся к нетрадиционным.
Большое значение при изучении химии имеет учебный эксперимент. Его особенность состоит в том, что школьники с помощью него учатся планированию эксперимента, его проведению, наблюдению, обработке и анализу результатов.
Ещё одним видом деятельности на уроках химии и во внеурочной деятельности являются химические практикумы. Они способствуют развитию навыков исследовательской работы у школьников. Решение экспериментальных задач в ходе практикума – это тоже исследование. Задания, стоящие перед учениками по мере выполнения практикума, требуют от них большей самостоятельности, ответственности.
Процесс изучения химии с использованием компьютерных технологий более интересен современным школьникам, так как электронные ресурсы обеспечивают научность и большую наглядность. Уроки становятся яркими, занимательными и убедительными, акцентируется внимание учеников на значимых моментах информации, создаются наглядные эффектные образы.
Использовать компьютерные технологии можно и на уроках усвоения новых знаний, и при повторении пройденного материала, демонстрации условия и решения задач, проведения тестов, демонстрации портретов известных учёных – химиков и их открытий, и даже для демонстрации химического эксперимента. Мультимедийная презентация – один из самых эффективных методов представления материала по любой теме.
При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Возможность вставлять в презентацию любые объекты делает её более привлекательной.
Главная цель учителя на занятии – создание условий для формирования бережного и ответственного отношения учеников к собственному здоровью. На помощь приходят здоровьесберегающие технологии.
Практически на каждом уроке химии встают вопросы, связанные со здоровьем подростков. Поиск ответов на эти вопросы формирует у обучающихся ценности здорового образа жизни и потребность в нём.
Также здоровьесберегающие технологии помогают развитию экологической культуры школьников [4; 220]. Проблема выпадения кислотных дождей, влияние их на экологическое состояние окружающей среды затрагивается на уроках химии в 8 классе. Ученики узнают об озоне и почему так важно сохранение целостности озонового слоя.
Вопросы охраны окружающей среды затрагиваются и на уроках по изучению тем, связанных с производством серной кислоты и аммиака.
Витамины, гормоны, лекарства – более детально школьники узнают об их пользе и вреде для организма при изучении органической химии.
При изучении темы «Альдегиды» учитель акцентирует внимание учеников на том, что запахи альдегидов неприятны и, кроме того альдегиды могут вызвать у человека повышение давления. Но вот высшие и ароматические альдегиды имеют приятные запахи ванили или лимона, оказывают на организм благотворное действие, снижая артериальное давление, тонизируя нервную систему, повышая концентрацию внимания, снимая головную боль и усталость. Лечение запахами называется ароматерапией. Об этом обучающиеся рассказывают в ходе защиты своих проектов.
Хромотерапия – лечение цветом. Самым благоприятным цветом является зелёный, так как это цвет природы; он успокаивает при болезненных состояниях.
Вопросы, связанные с химией человека, позволяют обучающимся продвинуться по пути познания самих себя, лучше понять природу человека и его возможностей.
Систематическое использование современных технологий обучения ведёт к повышению качества образования. Также повышается мотивация школьников к изучению интересного для них предмета, связанного с жизнью, формируется функциональная грамотность, развиваются потенциальные возможности обучающихся. Новые инновационные технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы.
Литература
1.   Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: М.: Педагогиче­ское общество России, 2000. – 224 с.
2.   Маркина И.В. Современный урок химии.// Технологии, приемы, разработки учебных занятий. Ярославль – 2008. – С. 8-16.
3.   Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 256 с.
4.   Шамова Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе/ Спирина Н.В.// Здоровьесберегающий потенциал интеграции естественнонаучного образования. М., 2008. – С. 218-223.
Октябрь 2021