Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ОБУЧЕНИЮ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ

Громак Мария Александровна,
преподаватель ГБПОУ «Новгородский областной
колледж искусств им. С.В. Рахманинова»,
г. Великий Новгород
Эстрадный вокал является частью нашей повседневной жизни и его влияние на молодое поколение очень велико. Эстрадная музыка заполняет сегодня всё информационное пространство - это интернет, телеэфиры, радио, журналы, газеты, она распространяется на компакт – дисках, кассетах и цифровых носителях. Государственные и частные коммерческие структуры вкладываю огромные средства в развитие поп-музыки. Роль музыки и эффект её влияния особенно проявляется в молодёжной среде – это важный атрибут, неотъемлемая часть их жизни. Все эти особенности и свойства побуждают молодёжь стремиться к освоению современных эстрадных жанров и искать пути для реализации своих желаний.
В данной статье проанализирован ряд учебных программ по обучению эстрадному вокалу, с целью ознакомления с существующими отечественными и зарубежными методиками и определению их содержательных особенностей.
1. «Как стать звездой». Автор программы известный представитель шоу-бизнеса, американский педагог-вокалист Сет Риггс. Целью данной программы является обучение пению в любом из выбранных стилей. Его методика развития голоса адресована всем желающим, научиться пению, в том числе и тем, у кого нет музыкального образования. Особенностью данной методики является метод обучения пению «в речевой позиции», который предполагает развитие певческой техники, он базируется на способах и приёмах актерского речевого голоса. Автор данной работы утверждает, что этот метод позволит пользоваться голосом также легко и комфортно как и во время разговора, независимо от того, что певец исполняет – поп, рок, или мюзикл. Методика включает в себя знания о строении голосового аппарата и основных принципах работы голоса. С. Риггс предлагает практические упражнения, направленные на развитие голоса, и методические рекомендации по уходу за здоровьем голосового аппарата. Пользующиеся данной методикой вокалист сможет освоить (самостоятельно или с педагогом) те же самые приёмы пения, которыми пользуются профессионалы. Книга содержит много положительных отзывов популярных во всём мире певцов.
2. «Чистый голос». Автор составитель программы А.М. Билль. Его программа предполагает обучение детей в возрасте от 3 до 15 лет. Основная цель занятий - привить детям навыки эстрадного пения. Задачи призваны сформировать навыки сольного исполнения с наиболее эффективным и правильным использованием приобретенных вокальных и слуховых навыков, научить детей работать в ансамбле или небольшом хоре и свободно ориентироваться при работе с техникой (микрофонами, фонограммами и т.д.).
Обучение в студии «Музыкальный фрегат», где прошла апробацию данная методика, рассчитано на 5 лет. На индивидуальных и групповых занятиях дети овладевают вокальными и хоровыми навыками, постоянно их совершенствуя. Дети с помощью педагога учатся работать над собственным вокальным звуком, формируют тембр голоса, тренируют дыхание, постепенно приближаясь к максимально профессиональному звучанию. Учебной основой для занятий служат различные музыкально-вокальные упражнения, предлагаемые педагогом, а также разнообразные произведения вокальной литературы. По мнению автора, основным пластом для групповых занятий являются современные эстрадные музыкальные произведения. Автор утверждает, что современная музыка позволяет овладеть разными стилистическими манерами исполнения.
3. «Школа эстрадного вокала». Методика постановки эстрадного голоса Л.В. Романовой адресована всем желающим научиться пению, в том числе и тем, у кого нет музыкального образования. Основная цель занятий - привить навыки эстрадного пения и владения голосом во всех манерах – народной, джазовой, академической. Автор пособия, опытный преподаватель с большой сценической практикой, успешно работает не только с учащимися, обладающими хорошими вокальными данными, но и с теми, у кого частично «раскоординированы слух и отсутствует чувство ритма», плохая дикция. Для работы с такими «трудными» учениками автором подбираются специальные, несложные в исполнении вокально-дыхательные упражнения, на их основе и написана данная методика. Л.В. Романова в своей методике свела в единую систему два раздельных момента обучения:1- тренировка дыхательных мышц и артикуляционного аппарата; 2- формирование вокального звука. Предлагаемая методика рассчитана как на лиц, впервые приступивших к изучению основ постановки голоса, так и на тех, кто уже имеет вокальную практику.
Положительным моментом данной работы являются представленные краткие знания о строении голосового аппарата и теории музыки, а также нотные материалы, которыми может воспользоваться ученик.
К пособию прилагается видеодиск, на котором можно найти занятия автора с учениками и минусовые фонограммы упражнений. Л.В. Романова предлагает обратиться к видеодиску для просмотра её занятий с учениками, затем можно будет переходить к минусовым фонограммам упражнений для самостоятельных занятий. В фонограммах записана только вокальная строчка, чтобы обучающемуся было легче услышать, точно ли его голос воспроизводит мелодию.
4. «Техника эстрадного вокала». Автор данной методики Е. Ю. Белоброва для развития вокальной техники использует вокальные методы и приёмы различных педагогов. Большое внимание автор методики уделяет дыханию и использует приёмы дыхания А.В. Дмитриева и метод освобождения голоса Кристины Линклэйтеры, которая предложила упражнения, направленные на освобождение голоса от напряжения, его развитие и укрепление. Белоброва представляет своеобразную методику со следующими разделами: Техника эстрадного вокала- Теория вокала -Теория лифта – Изучение искусства продуктивной вокальной практики. В данном пособии содержится иформация о специфике вокальной техники в различных стилях (поп, рок, хард'н'хэви, джаз, блюз, фанк, рэп, фолк, и пр.), о творчестве знаменитых вокалистов, об организации занятий, гигиене голоса, советы по работе на сцене и в студии.
5. «Как стать звездой». Методика И.О. Исаевой адресована всем желающим научиться эстрадному вокалу. В ней в доступной форме объясняется, как пользоваться природными вокальными данными, развивать музыкальные способности и научиться владеть своим голосом.
Цель данного пособия – помочь людям, не имеющим музыкального образования, научиться владеть своим голосом. Данное пособие содержит историю вокальных стилей, информацию по теории музыки, вокальные и дыхательные упражнения, рекомендации по подбору музыкального репертуара.
6. «Вокал в популярной музыке». Пособие В.И. Коробка адресовано всем желающим научиться вокалу. Его задача - дать направление в осмыслении работы над голосом. Пользуясь предлагаемыми разъяснениями и рекомендациями для развития вокального слуха, желающий может начать работу над голосом. Пособие снабжено кассетой с записью вокальных упражнений. В специальной главе автор объясняет способ работы с ней.
7. «Практическая школа эстрадного пения». Методика В.П. Малишава адресована детям с 7 лет. Цель данной работы – изложение основных правил и практических упражнений для постановки голоса эстрадного певца. Автором подробно изложен весь комплекс занятий: первое прослушивание, методика постановки голоса, распевка, упражнения и этюды (сочинены самим автором), помогающие формировать необходимые качества голоса. Разработан своеобразный метод постановки голоса – система распевок на скэт с применением свинга – свободной ритмической пульсации. В пособии представлены 76 этюдов, освоение которых способствует формированию эмиссии звука, характерной для современного эстрадного пения. Затронуты все аспекты методики работы с голосом – атака, дыхание, эмиссия, артикуляция и др. Предлагаются упражнения на выработку специфических приемов: фурлато и субтона. Особенно интересным представляется методы и приемы освоением вибрато. В работе пошагово и системно, излагаются необходимые сведения по предмету и их конкретное применение на практике. Первая часть посвящена занятиям с детьми. Изложены основные сведения по физиологии детского голосообразования. Автор вполне справедливо полагает, что без знания законов развития и формирования детского голоса, приступать к работе по постановке певческого голоса нельзя. Вторая часть – работа со взрослыми учениками.
8. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Методика И.Б. Бархатова адресована детям. Цель данной работы — объединение достижений классической школы вокала, современных эстрадных методических разработок и авторского опыта работы. Начало занятий зависит от индивидуального уровня развития ребенка (средний возраст 4-7 лет). Методика рассчитана на обучение детей, но основные её принципы могут распространяться и на взрослых начинающих певцов. Автор стремится к приобретению учащимися так называемого динамического стереотипа, состояния, когда основные вокально-технические и исполнительские навыки доведены до автоматизма, так как «только в этом состоянии возможна плодотворная работа над свободой ученика на сцене и воплощением художественного замысла номера».
По мнению автора, симбиоз теоретических знаний классической школы вокала, практических навыков современного эстрадного певца, и собственный опыт и вкус педагога вокалиста должен лежать в основе методики воспитания эстрадного певца. В методике представлено теоретическое обоснование единства воспитания академического и эстрадного певца и практические рекомендации к начальной постановке голоса.
Проанализировав программы по эстрадному вокалу, удалось выделить несколько общих черт изученных методик.
Во-первых, положительные черты:
- все методики имеют чёткий алгоритм постановки голоса и при соблюдении запрограммированной последовательности в работе, вероятно, будут способствовать формированию у учащихся заявленных навыков;
- методики наполнены самыми разнообразными методами и приёмами постановки голоса;
- практически во всех программах рассматриваются вопросы, касающиеся общих сведений по физиологии голосообразования, постановке правильности дыхания, в программах даётся краткая справка о теории музыки, строения голосового аппарата, работы резонаторов, звукообразования, дидактический песенный материал и вокальная с подробной работой над ним, информация о микрофонах;
- методики снабжены, разнообразным распевочным материалом, вокально-дыхательными упражнениями, упражнениями направленными на развитие дикции и артикуляции, во многих из них учебным репертуаром являются образцы мировой эстрадной классики;
- в некоторых программах к основному учебному пособию прилагается видеодиск (или аудиоматериалы), на котором представлены занятия автора с учениками и минусовые фонограммы упражнений.
И, во-вторых, отрицательные черты:
- в большинстве методик отсутствует чётко определённая цель и задачи. «Методика предназначена для всех желающих петь» - это не совсем точное определение цели, которая должна быть прописана и оговорена автором конкретной методики;
- во многих из представленных методик не указана возрастной градация учащихся (Е.Ю. Белоброва, И.О. Исаева, В.И. Коробка, Л.В.Романова, Сет Риггс). Каждый возраст имеет свои характерные физиологические (например, периоды мутаций у девушек и юношей) и психологические особенности, следовательно, педагогами методистами эстрадного вокала для каждого возраста должны быть разработаны своя специфика и свои методы и приёмы работы. Если этого не учитывать, то методика может пойти только во вред или не будет способствовать достижению заявленных результатов;
- настораживает указания многих авторов, что данной методикой ученик может воспользоваться самостоятельно. Для профессионального становления вокалиста, особенно на начальном этапе, необходимо пристальное наблюдение квалифицированного педагога, который в свою очередь будет развивать в процессе занятий и уроков ту самостоятельность, которой действительно нужно обладать человеку желающему научиться вокальному искусству. Эстрадное пение – это достаточно трудоёмкий, сложный и длительный процесс, для которого очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения и самостоятельно добиться этих навыков представляет большую трудность.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что представленные методики имеют определенную трудность в их практическом освоении. Ученикам, желающим, изучать вокальное искусство и не владеющим первоначальными знаниями, необходимо не столько озаботиться поиском необходимой методики, а найти профессионального педагога и пройти совместно с ним практический курс овладения первоначальными вокальными навыками. Важно помнить, что эстрадная музыкально-исполнительская деятельность, объединяет в себе всё многообразие жанровых компонентов: индивидуальный вокально-технический стиль, актёрское мастерство, сценический имидж и др. Эстрадное пение не случайно считается одним из самых сложных и интересных видов вокального искусства, освоение которого требует мобилизации способностей и творческих возможностей от желающих постичь все тонкости этого направления.
Библиографический список.
1.         Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста: методические рекомендации для руководителей и педагогов студии эстрадного вокала/И.Б. Бархатова. – Тюмень: РИЦТГАКИ, 2008. – 36 с.
2.         Билль А. М. Чистый голос. Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий. Под ред. Л.А. Богуславской. — Без выходных данных. М. – 2003. - 73 с.
3.         Исаева И.О. Как стать звездой: уроки эстрадного пения/И.О. Исаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 251с.
4.         Коробка В.И. Вокал в популярной музыке. Методическое пособие самодеятельных эстрадно-музыкальных коллективов. – М., 1989. – 44 с.
5.         Малишава В.П. Методика обучения эстрадному пению. – Архангельск, 2012. – 26 с.
6.         Малишава В.П. Практическая школа эстрадного пения. – Архангельск, 2011. – 38 с.
7.         Романова Л.В. Школа эстрадного вокала: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Лань», 2007.- 40 с.
8.         Сет Риггс «Как стать звездой», аудиошкола для вокалистов. - М.: «Guitar College», 2000. -104 с.

Октябрь 2021