Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Искакова Наталья Валерьевна
Воспитатель
Смотрова Алина Сергеевна
Воспитатель
Сарваева Виктория Александровна
Инструктор по физической культуре
МБДОУ детский сад №9 «Щелкунчик»
г.Белгород
Возникающие в настоящее время в России значительные социально-экономические и культурные преобразования, ужесточение требований, которые предъявляются социумом к человеку, смена многих ценностей и многие другие условия, безусловно, оказывают воздействие на формирование личности ребенка. В этом смысле особенно уязвимыми становятся дети, которые в это время переживают кризисные моменты, связанные с изменением социальной ситуации развития. Поступление в школу говорит о начале нового, крайне важного в жизни ребенка периода, и сопряжено с необходимостью адаптации к изменившимся условиям (Д.Н. Исаев, В.В. Ковалев, М.М. Безруких, С.П. Ефимова).
Особенно актуальной эта проблема становится в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов на все ступени образования.
Упоминание о самоконтроле как психическом явлении можно встретить в литературных источниках далекого прошлого, в том числе в трудах Аристотеля, стоявшего у истоков возникновения научной психологии. Тем не менее, очень долгое время этот феномен оставался вне научных интересов. Только на границе XIX и XX веков понятие самоконтроля начинает все чаще встречаться на страницах психологической литературы. Целенаправленные и систематические исследования самоконтроля в связи с вопросами воспитания, обучения в школе начинаются в нашей стране в послевоенный период, и относится к рубежу 50-60-х годов XX века. Самоконтроль вышел сегодня за пределы частного вопроса психологии, интерес как к насущной проблеме к нему расширяется, требует своего решения в самых различных областях психологической науки.
Усиление внимания к самоконтролю объясняется его принципиальной роли в организации психической жизни человека. Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего мира и окружающей его объективной реальности. В этом качестве самоконтроль оказывается включенным во все формы психических явлений, присущих человеку (процессы, состояния, свойства). Многообразие механизмов самоконтроля подчиняется иерархическому принципу организации, в соответствии с которым они представлены на различных уровнях функционирования психики: от протекания отдельных познавательных процессов до выбора мотивов поведения.
Проблему развития у дошкольников навыков самоконтроля рассматривали: Г.А.Собиева, Н.И.Кувшинов, А.С.Лында, В.В.Чебышева, Л.Б. Ительсон, А.Я. Арет, Л.И. Рувинский, В.Г.Афанасьев, Ю.А.Тихомиров, М.И. Боришевский, Г.С. Никифиров и другие.
Изучаемая нами проблема не является «новой» проблемой, существует большое количество подходов со стороны педагогов и психологов к обоснованию и определению сущности понятия «самоконтроль».
Общее развитие самосознания человека продолжается в течение всей его жизни, но, тем не менее, человек по окончании обучения должен обладать хорошо сформированным и достаточно устойчивым самоконтролем, обеспечивающим адекватное психическое отражение внутреннего мира и объективной реальности, социально одобренное поведение в различных сферах общественной жизни. Такой самоконтроль, опирающийся на знание нравственных, эстетических и правовых норм, выработанных человечеством на протяжении своей истории, не возникает вдруг, а является результатом предшествующего воспитания и самовоспитания личности.
Самоконтроль является важным умением для осуществления управления процессом своего учения, психолого-педагогическая сущность которого состоит в умении соотнести полученный результат с поставленной целью. Это анализ своих действий с тем, чтобы установить правильность их выполнения, это сличение с образцом или желаемым результатом.
Самоконтроль – одно из главных условий успешного обучения. Развитие самоконтроля у дошкольников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения в школе овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. И только постепенно, благодаря многократным и постоянным упражнениям в его осуществлении, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс его выполнения.
Самоконтроль играет большую роль не только в обучении, но и в формировании разносторонне развитой личности.
Поэтому формирование самоконтроля у дошкольников занимает важное место в воспитании и обучения детей.
Изучая эту тему, можем сказать, что выдвинутая гипотеза о том, что процесс формирования навыка самоконтроля у дошкольников будет эффективным, если организуется взаимопроверка и коллективная проверка выполнения заданий, и осуществляется контроль над своими действиями, поступками и работой, подтвердилась. Благодаря определенному алгоритму действий можно добиться определенных результатов.

Октябрь 2021