Высшая школа делового администрирования
Конференции

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВОК У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Савинова Елена Александровна,
учитель-логопед,
Юмашева Елена Вячеславовна,
учитель-логопед,
МБУ детский сад № 45 «Яблонька»
г. о.Тольятти
Данная работа посвящена освещению системы коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на развитие зрительно-пространственных функций. На основе изучения методических разработок и рекомендаций по развитию оптико-пространственных ориентировок у дошкольников (Р.И. Лалаевой; Л.Г. Парамоновой; О.А. Степановой; Л.Ф. Тихомировой), нами была разработана поэтапная коррекционно-логопедическая работа по формированию оптико-пространственных ориентировок у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Система работы по развитию зрительного восприятия построена с учетом обще-дидактических и специальных принципов.
Принцип учета зоны «ближайшего развития».
Данный принцип опирается на учение Л.С. Выготоского, и предполагает, что процесс формирования той или иной психической функции, в том числе и оптико-пространственных ориентировок, должен осуществляться постепенно, с учетом уровня ближайшего развития рассматриваемой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
Принцип постепенного усложнения заданий.
Логопедическая работа по формированию тех или иных нарушенных функций, в том числе и оптико-пространственных ориентировок, должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением. У детей с общим недоразвитием речи формирование функций, необходимых для нормального овладения чтением, задерживается. Вначале формирование оптико-пространственных ориентировок проводится на более простом материале. И как только более простые умения и навыки будут закреплены, можно переходить к более сложным, формируя и закрепляя их на более сложном материале.
Онтогенетический принцип.
В процессе формирования функций, обеспечивающих овладение письменной речью необходимо учитывать этапы и последовательность их формирования в онтогенезе:
1) развитие ориентировки на собственном теле, дифференциации правых и левых частей тела;
2) ориентировка в окружающем пространстве;
3) определение пространственных соотношений элементов графических изображений, букв, цифр.
Принцип последовательности и системности.
Данный принцип означает то, что знания, умения и навыки должны формироваться в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, тогда новый материал усваивается более прочно. Системность и последовательность в обучении позволяет достичь больших результатов.
Деятельностный принцип.
В основе этого принципа находится идея об основополагающей роли деятельности в психическом развитии ребенка, выдвинутая Л.С. Выготским и развитая затем в исследованиях А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и других отечественных психологов. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционно-педагогической работы, которая опирается в нашем случае на ведущую деятельность детей старшего дошкольного возраста, которой является игра.
В разработанной нами системе коррекционно-логопедической работы по развитию оптико-пространственных ориентировок у дошкольников с общим недоразвитием речи мы используем различные методы: практические, наглядные и словесные.
Основными методами в нашей работе являются игры и упражнения на наглядной основе. Ведущим методом в разработанной нами системе работы являются дидактические игры и упражнения. Учитывая быструю утомляемость детей старшего дошкольного возраста, и ведущую деятельность данного возраста, в упражнения, используемые на занятиях, обязательно вносятся элементы игры. Практические и наглядные методы всегда сочетаются со словесными (пояснение, объяснение). Выполнение любого упражнения, дидактической игры требует обязательной вербализации выполняемых ребенком действий. Занятия составлены с учетом возрастных особенностей дошкольников на наглядном материале и оборудовании, повышающих интерес к ним и побуждающих ребенка к активной познавательной и игровой деятельности-основной деятельности детей этого возраста.
В процессе коррекционно-логопедической работы по развитию оптико-пространственных ориентировок, для повышения эффективности, должна соблюдаться преемственность между различными специалистами дошкольного учреждения: прежде всего между логопедом, психологом и воспитателем, у которого занимается ребенок; так же помощь в данном направлении оказывают инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Роль психолога особенно важна на всех этапах работы по развитию оптико-пространственных ориентировок у детей.
Его работа является основной, на которую опирается логопед и связывает с речевым развитием ребенка.
В разработанной нами системе для каждого этапа работы представлены игры и упражнения различной степени сложности. Задача логопеда-связать их с лексическими темами, которые представлены на логопедических занятиях, подобрав соответствующий наглядный материал. Роль воспитателя в первую очередь заключается в закреплении пройденного на занятиях логопеда и психолога материале. Для этого в свободной деятельности детей, на прогулках он организует игры на развитие и закрепление умения ориентироваться в пространстве.
В занятия инструктора по физической культуре детей и музыкального работника так же включаются отдельные упражнения по развитию оптико-пространственных ориентировок. Обязательное включение в коррекционную работус ребенком родителей. Основная задача родителей-закрепление навыков, усвоенных ребенком во время занятий с логопедом. В речи всех взрослых, окружающих ребенка (логопеда, воспитателей, узких специалистов, родителей), обращенной к детям, должны часто употребляться точные пространственные термины.
Исходя из выявленных закономерностей формирования оптико-пространственных ориентировок с учетом специфических логопедических и обще-дидактических принципов, мы определили основные этапы работы.
I этап
Основная цель данного этапа-уточнить и закрепить представления детей о схеме тела.
1) Уточнить и закрепить представления детей о собственном лице и теле.
а) Учить определять и закрепить в схеме собственного тела направлений «верх»-«низ» («вверху»-«внизу»).
б) Учить определять и закрепить в схеме собственного тела направлений «спереди»-«сзади».
в) Учить определять и закрепить в схеме собственного тела направлений «право»-«лево» («справа»-«слева»).
II этап
Основная цель этапа-уточнить и закрепить у детей умения и навыки ориентировки в окружающем пространстве.
1) Учить ориентироваться в сторонах тела человека напротив.
2) Учить определять пространственное положение предметов по отношению к самому себе.
3) Формировать пространственные представления в двигательной сфере.
4) Учить определять пространственные отношения между предметами.
IIIэтап
Основная цель-учить ориентироваться детей в двухмерном пространстве (на листе бумаги).
1) Учить ориентироваться в основных сторонах листа.
2) Учить ориентироваться в расположении изображений и графических знаков на листе.
3) Учить определять пространственные отношения элементов графических изображений.
В процессе коррекционно-логопедической работы по развитию оптико-пространственных ориентировок у дошкольников с общим недоразвитием речи, необходимо учитывать особенности и последовательность формирования рассматриваемых функций в онтогенезе в норме и психологическую структуру, особенности развития у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Список литературы
1.         Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения./ А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2003.
2.         Бабаева Т.И. у школьного порога/ Т.И.Бабаева. – М.: Просвещение, 1993.
3.         Барташникова И.А. Учись играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей: 6-7лет/ И.А. Барташникова, А.А. Бартащникова. – Харьков: Фолио, 1997.
4.         Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно – методическое пособие/ Г.А.Волкова – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2003.
5.         Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов/ С.В. Коноваленко. – М.: «Издательство Гном и Д», 2000.
Октябрь 2021