Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ КОМПОНЕНТОВ И ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ревякина Галина Николаевна
воспитатель
ГБДОУ №48 Калининский район
Санкт-Петербург
Качество образования - это важнейший фактор становления человека, влияющий на изменение качества его жизни и общества в целом. Современное качественное образование – это, прежде всего, образование, способствующее становлению человека, развитию себя, своего образа как неповторимой индивидуальности. Сегодня важно не столько сформировать знания, сколько развить в человеке механизмы его саморазвития, помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, природой и культурой.
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились подходы к организации образовательного процесса. На современном этапе образовательный процесс – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно – ориентированный характер, направленный на достижение социально – значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательной деятельности, роли педагога.
В современной педагогике существуют разнообразные классификации методов обучения. Выбор методов обучения зависит от цели и содержания предстоящего занятия, от личности педагога, от его способностей, ответственности.
В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Главными методами обучения дошкольников являются:
- практические
- наглядные
- словесные
- игровые
Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.
В обучении детей используются наблюдение разного вида:
1) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);
2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) - дает знания о процессах, объектах окружающего мира;
3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.
Метод демонстрации, включает различные приемы:
1. Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;
2. Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;
3. Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изобразительной деятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;
4. Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.
Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.
Практические методы обучения - это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.
Ведущими практическими методами обучения являются: упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.
Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические). Посредством упражнений ребенком может быть усвоена значительная часть содержания дошкольного обучения.
Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей. Выявление скрытых признаков осуществляется с помощью элементарных опытов. В ходе их проведения педагог вместе с детьми создает специальные условия, которые помогают определить тот или иной скрытый признак. Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребенка развиваются наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.
Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре. Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.
Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.
К словесным методам относятся:
• рассказ педагога;
• беседа;
• чтение художественной литературы.
Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. Это могут быть рассказы: о текущих событиях, временах года, писателях, композиторах, художниках, о родном городе и т. п. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения. Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает в него свое отношение к тем событиям, о которых повествует.
Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Она применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются.
Чтение художественной литературы. Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти.
В дошкольном обучении чтение художественных произведений преследует еще одну задачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребенка наглядно-образного и словесно-логического мышления. Ее решение во многом зависит от уровня эмоционального развития детей: воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает переживания других людей, проникается ими.
В процессе обучения используются словесные приемы: вопросы к детям,
указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов:
• требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа: кто? что? какой? где? когда?);
• побуждать детей к мыслительной деятельности, формулировать умозаключения, выводы. Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка, точными по формулировке, краткими.
Игровые методы – предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: указаниями, объяснениями, показом и т.д. этот метод вызывать у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной деятельности, которая не навязывается из вне, а обладает желанной личной целью.
Методы:
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых действий;
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.
Для достижения эффективности образовательной и воспитательной деятельности необходимо:
1. Использование новейших достижений науки и практики.
2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.
3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.
5. Установление интегративных связей взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания.
6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.
7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей методы и приемы.
8. Логика построения занятия, единая линия содержания.
9. Эмоциональный компонент занятия, начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме.
10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.
11. Развитие умений детей самостоятельно добывать информацию.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.
Опыт показывает, что в процессе обучения и воспитания огромную роль играет личность педагога, его профессиональная подготовка. Воспитатель должен в первую очередь сам владеть различными методами и приемами, уметь правильно работать с потоками информации, знать психологические и физиологические особенности детей, применять на практике современные образовательные технологии и, конечно, быть творческой личностью.
Октябрь 2021