Шергина Ольга Николаевна
воспитатели,
МБДОУ Детский сад №36 «Звоночек»,
Пермский край, г. Чайковский
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка, от взаимодействия которых зависит всестороннее развитие дошкольника.
Детский сад сегодня находится в режиме поиска новых творческих форм партнерства с родителями. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного педагога уйти от заорганизованности и скучных шаблонов в работе с родителями. Важно создать в ДОУ условия, при которых родитель должен быть активным участником образовательного процесса, а не пассивным потребителем образовательных услуг. Родители должны участвовать в реализации образовательной программы ДОУ, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса. На сегодняшний день перед дошкольным учреждением встают задачи:
· установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника посредством совершенствования форм взаимодействия;
· создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки;
· активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
· поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
· объединить усилия для развития и воспитания детей.
Изучая семьи, мы заметили, что родители мало времени проводят с детьми, предпочитая услуги дополнительного образования. Причиной этому, по мнению родителей, является не только занятость взрослых, но и отсутствие у них опыта в организации семейного досуга. В связи с этим нами был разработан педагогический проект «Мы вместе».
Цель проекта: Взаимодействие педагогов с семьей как фактор развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- Вовлечь родителей в образовательный процесс, активизировать их творческий потенциал через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
- Повысить педагогическую компетенцию родителей в вопросах развития творческих способностей детей в разных видах деятельности;
- Расширить познавательную и творческую активность детей.
Участники педагогического проекта: дети и родители средней группы, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре.
Реализация проекта представляет работу Творческой гостиной для детей среднего дошкольного возраста и их родителей. Встречи проходили с использованием разнообразных методов и приемов работы с детьми и родителями (мастер – класс, практикум, тренинг, игры с педагогическим содержанием). План педагогической работы был составлен таким образом, чтобы родители смогли получить представления о работе с детьми в ДОУ по всем линиям развития (художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие). Каждая встреча предполагала обогатить родителей не только знаниями, но и научить, как творчески закрепить эти знания в продуктивной совместной деятельности с ребенком.
План реализации Творческой мастерской «Мы вместе!»
Месяц
Формы работы
Цель
Результат
Ответственные
I- этап Подготовительный
Сентябрь
Анкетирование родителей «Творчество и ребенок».
Изучение методической литературы
Выявление заинтересованности родителей в творческом развитии детей.
Повышение уровня педагогической компетенции по данному направлению
Анализ результатов анкетирования
План работы
Воспитатели
II- этап Основной
Октябрь
Мастер-класс «Разноцветная палитра»
Знакомство родителей с нетрадиционными техниками рисования
Выставка рисунков
Воспитатели
Ноябрь
Игровое шоу
«Академия пальчиковых наук»
Кинезологические упражнения, как средство развития творческих способностей дошкольников
Буклет
«Академия пальчиковых наук»
Воспитатели,
музыкальный руководитель
Декабрь
Игра – путешествие «Иммунитет повышаем – здоровье укрепляем»
Фито – терапия как средство укрепления здоровья детей в домашних условиях
«Чесночный кулончик»
Воспитатели, родители
Январь
Практикум «Психология творчества»
Развитие творческих способностей детей п средствам использования методов (приемов) Арт - терапии
Карманный справочник для родителей
«Творчество + Арт - терапия»
Воспитатели,
Педагог психолог
Февраль
Игровой марафон
«Речевой звездопад»
Повышение компетенции родителей в играх по развитию речи в домашних условиях
Картотека игр по развитию речи
Воспитатели, учитель – логопед
Март
Спецкурс «Акройога»
Парная гимнастика как средство развития творчества и укрепления здоровья детей
Буклет «Парная гимнастика»
Нестандартное оборудование по физическому развитию
Воспитатели
Инструктор по физическому развитию
III - этап Заключительный
Май
Круглый стол «Вместе подведем итоги»
Анализ результатов реализации проекта
Видеофильм «Творчество и дети»
Воспитатели
Идея взаимодействия педагогов с родителями в данном проекте кардинально поменяла стиль работы с семьей: переход от монологических форм работы к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную творческую деятельность с детьми. Такой подход сделал педагогов единомышленниками, поднял компетентность родителей по развитию и воспитанию детей и эмоционально сблизил их со своим ребенком.