Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРИМЕНЕНИЕ ТАКСОНОМИИ БЛУМА КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Карасева Ирина Дмитриевна,
учитель физики,
ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №18»,
г. Луганск, ЛНР
Сегодня в современном образовании остро стоит вопрос не только обучения школьников, но и воспитания личности будущего выпускника: инициативного, активного и мотивированного на успех и карьеру в будущем. Для этого учитель не должен давать ученику полностью готовую информацию. Ученика нужно знакомить с методами получения информации, которая требовала бы от него её отбора, осмысления, чтобы в дальнейшем обучающийся смог применить полученные знания в жизни, профессии и т.д.
В связи с этим учитель должен выстраивать учебный процесс на уроках таким образом, чтобы у школьников, накапливающих новые знания, формировались навыки, способность к демонстрации своих знаний по теме, к умению высказать свои мысли, идеи, подвергать сомнению определённые предположения. Педагог должен понимать, как организовать деятельность обучающихся на уроке для улучшения их понимания и осознания того, что и для чего они делают. Школьники должны уметь думать, анализировать уровень своих достижений в обучении, быть ответственными за собственное образование. У них должна быть сформирована способность говорить о том, чему они научились, уметь связать новые знания с прошлым опытом и применить их в повседневной жизни.
Какими же должны быть методы и приёмы образовательной и воспитательной деятельности? Об этом задумался в 50-е годы прошлого столетия психолог из Чикагского университета Бенджамин Блум. Он считал, что если бы не было специальных методов и приёмов обучения и воспитания, то навряд ли люди могли бы достичь тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми.
Исследования Бенджамина Блума привели его к созданию модели образовательных и воспитательных приёмов, благодаря которым были развиты таланты у людей, ставших впоследствии выдающимися. Эта модель получила название «Таксономия уровней познания Бенджамина Блума» и позже группой американских учёных во главе с Б. Блумом была предложена для применения в педагогической практике.
Таксономия Блума представляет классификацию задач и соответствующих целей обучения, которые ставит учитель перед учениками. Все они разделены на три области: когнитивную, аффективную (эмоциональную) и психомоторную (иначе: «знаю – чувствую – творю»). Внутри каждой сферы переход на более высокий уровень невозможен без постижения опыта в предыдущих [2; 482].
Когнитивная область – здесь формируются умения и навыки, связанные со знанием, пониманием и критическим мышлением.
Аффективная область – умения, отражающие эмоциональную сферу человека, его отношения с окружающими, чувства (сопереживание, радость за ближнего и т.д.).
Психомоторная область связана с практическими навыками, с их развитием (умение пользоваться инструментами, приборами).
Целью таксономии Блума является наиболее полная форма обучения школьников, которая может быть достигнута в случае фокусировки учителя на всех трёх областях.
"Пирамида Блума" – это иерархически взаимосвязанная система образовательных целей. Каждый её уровень предполагает формирование определённых навыков мышления (от простого к сложному) (см. Рисунок 1).
Б. Блум выделяет 6 основных разделов: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Задача учителя – планировать уроки таким образом, чтобы на каждом из них побудить к деятельности все типы интеллекта обучающихся [4;32].

Рис. 1. Пирамида Блума
Рассмотрим значение каждой целевой категории, направленной на конкретные действия учеников на уроке.
Самый низкий уровень мышления по Блуму – это знание и понимание. На этом уровне ученики запоминают и воспроизводят изученный материал. Данный уровень считается достигнутым, если обучающийся воспроизводит термины, конкретные факты, основные понятия, принципы и т.д. [4; 20].
На уровне понимания предполагается умение ученика преобразовывать материал из одной формы выражения в другую, понимание внутреннего содержания изучаемой темы, способность предположить дальнейший ход событий или явления. Уровень достигнут учеником, если тот способен объяснить факты, правила, принципы, умеет преобразовать то, что произносит словами, в формулы, может предположить последствия, например, из увиденного в ходе эксперимента и пр.
Промежуточный, средний уровень, заняли применение и анализ. Конкретными действиями обучающихся на данном уровне является умение применять законы, теории, использовать понятия и принципы в новых ситуациях.
На уровне анализа ученик должен уметь разбивать целое на части, устанавливать взаимосвязи между частями, определять принципы, по котором организовано целое, выстраивать логическую цепь рассуждений, находить ошибки и упущения в логике рассуждений, видеть различия между фактами и следствиями.
К высокому уровню мышления относятся синтез и оценка.
Синтез предполагает умение обучающихся создавать целое, комбинируя элементы. Для этого ученик должен уметь составить план своих действий (для проведения эксперимента или написания доклада, реферата и т.д.), схему задачи.
На самом высоком уровне – уровне оценивания – обучающийся должен уметь оценить значение того или иного материала в конкретной ситуации, значимость того или иного продукта деятельности.
При планировании урока учителю окажут помощь глаголы-опоры таксономии Блума [1]. При построении заданий к уроку можно пользоваться конструктором задач Илюшина Л.С. Столбцы таблицы Л.С. Илюшина составлены с помощью глаголов Блума (см. Таблица 1).

Уровень

Глаголы действия

Примерные вопросы

Примерные задания

Знание

Выбрать, найти, перечислить, вспомнить, назвать, определить

Что такое? Где? Когда? Кто? Как произошло? Как можно показать? Какой?

Осуществить поиск, сделать подборку, исправить ошибки, выполнить тест

Понимание

выразить, распределить, сравнить, классифицировать, обобщить, обсудить, объяснить

Как распределить? Как о сравнить?

Что происходит? Что означает? Что можно сказать о…? Как обобщить?

Подготовить рисунки, схемы, иллюстрации, доклады, сообщения

Применение

применить, вычислить, изменить, завершить, классифицировать, исследовать, провести эксперимент, решить

Как решить, используя…? Что изменить, чтобы…? Как представить? Что изменится, если…? Какие элементы выбрать, чтобы изменить…? Какие факты отобрать, чтобы показать…?

Провести опрос, провести эксперимент, составить таблицу, отразить в рисунках

Анализ

вывести, выделить, объяснить, противопоставить, разобрать, сравнить, упорядочить


Каковы составляющие…? Как взаимосвязаны…? Каковы причины? Что можно предположить? Какой вывод можно сделать? Какие доказательства можно привести?

Построить диаграммы, графики, схемы, сделать обзор, подготовить реферат, презентацию

Синтез

составить, создать, разработать, обобщить, объединить, предложить, установить, заменить

Какие изменения внести, чтобы …? Что произойдет, если…? Что можно предложить…? Как применить…, чтобы создать…? Что делать, чтобы уменьшить (увеличить)? Как проверить?

Подготовить презентацию, схему, алгоритм; сочинить историю, сконструировать прибор

Оценка

защитить, измерить, испытать, обосновать, оспорить, подтвердить, проверить

Согласен ли ты с действиями (результатами)? Каково твоё мнение? Как доказать (опровергнуть)? Как можно оценить (расположить)? В чём преимущества…?

Написать рецензию, выразить мнение, подготовить рекомендации, сделать обзор, выдвинуть гипотезу, подготовить сюжет (репортаж, отчёт, доклад)


Таблица 1. Глаголы действия таксономии Блума
Также на уроках можно использовать кубик Блума [5]. «Почему?», «объясни», «предложи», «назови», «придумай» и другие слова могут быть написаны на гранях изготовленного учителем или учениками кубике. При подбрасывании на его грани выпадает конкретное задание, которое должен выполнить учащийся. Самым простым может быть задание на воспроизведение формулировки какого-то закона, определения понятия или правила, то есть на уровне репродукции. К этим действиям побуждает ученика слово «назови». Но если на кубике выпало слово «почему?», то здесь обучающийся должен установить причины и следствия явления, процесса, который может происходить с каким-то предметом. Задание «объясни» требует от ученика не только знаний, но и умения применить их в конкретной практической ситуации. “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…” направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика, который способен к установлению различий между фактами и следствиями, к анализу, оценке значимости данных, использованию знаний из других предметных областей и т.д. То есть здесь речь идёт о понимании обучающимся внутреннего, более детального, содержания материала.
«Ромашка Блума» представляет собой цветок с шестью лепестками, на каждом из которых написан вопрос [3].
Вопрос может быть простым, когда ученик называет факт, то есть воспроизводит конкретную информацию. Это вопросы: «что?», «когда?», «как?». Они часто используются во время зачётов по изученным темам, тестов, диктантов на знание терминов.
Есть вопросы, которые учитель задаёт ученику по ходу его ответа, предоставляя возможность уточнить какое-то понятие или утверждение. Эти вопросы так и называются – уточняющие. Вопросы данного типа могут звучать так: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?» и другие. Учитель может задать вопрос, если хочет, чтобы ученик воспроизвёл недосказанную информацию. При этом учитель не должен выражать негативных эмоций.
Следующий тип вопросов – объясняющие. Обычно эти вопросы начинаются со слова «Почему?». Направлены они на установление причинно-следственных связей. Если ученику известен ответ на этот вопрос, то вопрос становится простым.
Вопросы «Что было бы, если…?», «Как бы развивалось…, если бы …?» и т.п. относятся к творческим. Отвечая на такие вопросы, обучающиеся учатся предполагать, как будут развиваться события в будущем, рассуждать, анализировать.
Вопросы, направленные на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов, относятся к типу оценочных. «Чем этот процесс лучше другого?», «Чем одно действие отличается от другого?» и т.д.
Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теоретическими знаниями и практикой, он относится к практическим. «Где используются?», «Где в обычной жизни можно наблюдать?», «Как бы вы поступили, если …?» и др.
Опыт применения этого приёма показывает, что обучающимся нравятся такого вида задания, они понимают значение всех типов вопросов, могут приводить свои примеры.
Следующий приём носит название «Пуговицы Блума», хотя придуман он американской учительницей Колин Аланиз [1].
Шесть ярких разноцветных пуговиц – это шесть уровней пирамиды Блума (каждый уровень – определённый цвет пуговицы). Продвинуться от низкого уровня к высокому – значит «застегнуть рубашку».
Ученику предлагается выбрать карточку с пуговкой и петелькой. Цвет пуговицы соответственно определяет уровень задания. Задания могут выполняться индивидуально, в паре или в группе. Выполнив задание, ученик застёгивает пуговку. Рубашка застёгнута полностью – значит, ученик выполнил все задания и готов продвигаться вперёд.
Используя приёмы, основанные на таксономии Блума, учитель создаёт благоприятные условия для обучения. Система диагностики может быть построена на заданиях, позволяющих диагностировать уровни сформированности когнитивных умений (от применения – к сравнительной оценке).
За когнитивными умениями следуют метакогнитивные способность к планированию собственной учебной деятельности, самоанализу, самооценке, помогающие обучающимся выйти на уровень самообразования.
Таким образом, таксономия целей Блума – это инструмент для продумывания образовательных целей, направленных на развитие навыков высокого мышления, средство для повышения эффективности обучения.
Библиографический список
1.         200 глаголов таксономии Блума [Электронный ресурс] URL: http://roachinthenet.blogspot.com/2016/01/200_21.html#.YXH8phxn0dX
2.         Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) / Под научн. ред. д-ра пед наук, профессора В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – С. 482-492.
3.         Развитие критического мышления: приёмы и методы стадии «Вызов» [Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru/articles/625679
4.         Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. – Самара: Учебная литература, 2007. – 244 с.
5.         Шутова Г. «Кубик Блума» - приём технологии критического мышления. Что это такое и как его использовать? [Электронный ресурс] URL: https://pedsovet.su/metodika/priemy/6001_kubik_bluma_na_uroke
Октябрь 2021