воспитатель
ГКОУ «Большемурашкинская
коррекционная школа - интернат»
Дети взрослеют, и хотелось бы, чтобы проблем в общении с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Начинается кризис подросткового возраста. Педагогов волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой.
Психологи выделяют четыре причины, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным и порой неуправляемым.
1. Борьба за внимание.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание ребенку необходимо для его эмоционального благополучия.
2. Борьба за самоутверждение.
Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.
Вводя различные запреты, взрослым необходимо помнить об основных правилах:
запреты должны быть гибкими и их не должно быть много;
запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими требованиями ребенка;
запреты должны быть едиными (со стороны администрации, педагогов, родителей);
запреты должны разъясняться;
запреты должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном;
воспитание должно быть последовательным (скачки от либерализма до авторитаризма)
3. Желание мщения.
Ребенок может мстить за:
сравнение не в его пользу;
унижение;
несправедливость и невыполнение обещаний взрослыми;
проблемы в семье (развод…).
4. Неверие в собственный успех.
Усвоение норм поведения и различных форм общения детьми происходит через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Внимательно наблюдая за окружающими людьми, школьник начинает усваивать этические нормы. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчиняет свое поведение этим нормам. Если подросток испытывает трудности в осуществлении совместной деятельности, не получает удовольствия от общения с другими детьми, то снижается его эмоциональное состояние, возникает недоумение, растерянность, испуг, агрессия. В этот момент рядом должен быть взрослый, который поможет ему войти в мир сложных человеческих взаимоотношений. Он должен помочь им приобрести опыт совместного переживания, успеха, радости от умения коллективно найти ответ, справиться с трудностями и достичь желаемого результата. И такими людьми являются в семье родители, а в школе- педагоги.
По этому в рамках реализации ФГОС главная задача по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Образованность человека сегодня определяется не только предметными знаниями, но и его личностными качествами.
Развитие положительных качеств личности – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения – является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Дети испытывают острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, возникают негативные проявления (грубость, эмоциональная глухота, враждебность).
Данную задачу решают классные руководители, воспитатели, внеурочная и кружковая работа.
Школа - это мир юности и надежд. Критический период детства
наступает в школьные годы. Именно, в это время как никогда ребёнку
нужна помощь педагога.
Для решения данной цели надо создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности ребенка, для открытия и развития способностей детей в различных сферах деятельности.
Личностные качества педагога (оптимизм, отзывчивость, сочувствие и чуткость) и его положительный пример играют немаловажную роль. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания.
Поощрение и наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают отрицательное.
Каждый метод коррекции поведения при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе педагога по формированию убеждений, критериев оценки себя и других, нравственных установок в общественном мнении коллектива; переучивание органически связанно с приучением к деятельности, «реконструкция» характера — с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов коррекции поведения выступает воспитание в коллективе и взаимовоспитание, а также самовоспитание. Общим требованием к методам коррекции поведения является применение их через коллектив.
Сплоченный детский коллектив обеспечивает воспитателю привлечение авторитетных для трудного подростка сверстников при осуществлении того или иного метода. В этом случае требования педагога выступают в единстве с требованиями товарищей, взыскание воспринимается как осуждение товарищей, поощрение — как одобрение действий коллективом, контроль педагога перерастает в контроль коллектива. Такой подход увеличивает силу воздействия любого метода и создает, условия для перехода перевоспитания в самоперевоспитание.
В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель - воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее -
пробудить интерес к познанию.
Мне в работе помогают слова В.А.Сухомлинского:
«Если вы хотите, что бы ваши дети стремились к добру, - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца».
Любой тип коррекции поведения не должен вызывать не только физическую боль, но и психологическую. Метод коррекции поведения использовать только для того чтобы исправить поведение. Не надо применять разные типы коррекции поведения к одному и тому же ребёнку.
Коллективное творческое дело имеет огромное влияние как на личность каждого человека, на группу, которая является первичным коллективом.
В процессе коллективного творческого дела ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение детского коллектива, и формирование личности воспитанника.
Игровая терапия – в основу которой положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.
Во время моей работы с детьми, наблюдая за ними, могу с уверенностью сказать, что, когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно, добиться куда больших результатов, чем на занятиях.
На творческих занятиях в группе дети увлеченно занимаются. Изготавливая открытки или поделки дети радуются, тому что могут своими руками сделать красивые открытки или сшить игрушку, которой они с удовольствием потом играют.
Л.С. Выготский в книге «Воображение и творчество» писал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или в меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития.»
Никто не будет отрицать, какое огромное значение для всей жизни человека имеет сохранение его прежнего опыта, насколько оно облегчает его приспособление к окружающему миру, создавая и вырабатывая постоянные привычки, повторяющиеся в одинаковых условиях. Что работа по развитию положительных качеств личности у детей трудна, но богата развивающими идеями.