Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДОШКОЛЬНИКА С ОВЗ

Бизикина Анна Андреевна
Музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад № 67»
г. Стерлитамак, Республика Башкортостан
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье ребенок усваивает нормы человеческих взаимоотношений, семья – это источник передачи ребенку социально-культурного опыта, она является важнейшим институтом социализации личности. Неоспорим тот факт, что и для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) семья является одним из ведущих факторов его развития – именно от позиции семьи зависит, вовремя ли будет выявлена проблема и оказана помощь ребенку.
Проблемой исследования семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ занимались такие авторы как: Ю.П. Азарова, А.И. Антонова, Н.Ф. Дементьева, Е.М. Мастюкова, В.В. Ткачева, Е.И. Холостова и др.
Установлено, что рождение ребенка с ОВЗ влияет на взаимоотношения в семье и алгоритм жизни в целом, что является причиной продолжительной ее дезадаптации [1]. Зачастую, если в семье есть другие дети, они оказываются лишенными внимания родителей. Некоторые родители, после рождения ребенка с нарушениями в развитии, прекращают общение с друзьями и знакомыми, а иногда и с родственниками. Накладывается полный запрет на репродуктивную функцию, под влиянием страха рождения еще одного ребенка с нарушениями. Семьи, переживающие подобный кризис, вдвое больше подвержены конфликтам и распаду [2].
Зачастую родители, воспитывающие ребенка с ОВЗ, не обладают достаточной педагогической и медицинской компетентностью, они не знают, как правильно организовать быт, как воспитывать ребенка и чему его необходимо обучать целенаправленно.
Практика работы показывает, что по отношению что семьи, в которых есть ребенок с ОВЗ, условно разделить на две группы.
Первая группа – семьи, в которых взаимоотношения в целом и отношение к проблеме является конструктивным, что связано с принятием нарушения у ребенка и адекватными представлениями о его особенностях и прогнозах развития. Моменты напряженных межличностных отношений в таких семьях тоже случаются, но все члены семьи выработали рациональные установки по отношению данной ситуации, что помогает адаптироваться и семье, и ребенку с ОВЗ.
Но, мы можем наблюдать что таких семей меньше, чем тех, в которых отношение к проблемам носит деструктивный характер, который может выражаться в форме:
• игнорирования данной проблемы;
• жесткого отношение и эмоционального отвержения ребенка с ОВЗ.
Рождение ребенка с отклонением оказывает деформирующее влияние и на взаимоотношения между родителями. Известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью, однако гораздо чаще наблюдается ее распад (32%),что оказывает отрицательной воздействие на процесс формирования личности ребенка. [3].
Личностные особенности родителей определяют их отношение к дефектам ребенка: часть родителей серьезно озабочены отклонениями в развитии ребенка, другие, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того, чтобы помочь своему ребенку; остальные вовсе не обращают внимания на недостатки детей.
Проведенное исследование было направлено на решения ряда задач:
1) определение стиля семейного воспитания в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями;
2) выявление особенностей взаимодействия с детьми в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями.
Выборка представлена 6 семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающими в Республике Башкортостан город Стерлитамак. Возраст детей от 3 лет до 6 лет.
Для достижения поставленных задач использовались методики: беседа на тему: «Ваш стиль воспитания», анкета «Общение в семье» (модификация теста Р. В. Овчаровой), Методика АВС (Э.Г.Эйдмиллер, В.Юстицкис).
Первый этап исследования заключался в проведении беседы на тему «Ваш стиль воспитания». Результаты методики представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты методики «Ваш стиль воспитания»
По результатам методики 3 семьи имеют авторитарный стиль воспитания. Этот стиль семейного воспитания характеризуется жестким контролем над всеми действиями ребенка, а так же и других членов семьи, полным подавлением интересов ребенка вне «правильного» мнения родителей. Использование таких методов воспитания как принуждения, за нарушение «приказов» родителей следует наказание (запреты, окрики). Очень часто такое воспитание приводит к тому, что дети вырастают неуверенными в себе, робкими, неспособными отстоять собственное «Я», но и бывают случаи когда авторитарный стиль воспитания приводит к чрезмерной агрессии со стороны ребенка, конфликтности. Дети воспитанные в семье с авторитарным стилем с трудом адаптируются в больших компаниях, коллективах (школа, институт, работа). Для родителей главным фактором воспитания является послушание ребенка, при родителях дети авторитарного стиля воспитания будут вести себя чрезмерно спокойно и покладисто, но как только ребенок убедится что родителей нет рядом, угроза наказания исчезает, поведения ребенка меняется.
У 3 семей определен либерально-попустительский стиль воспитания. Он характеризуется принципом вседозволенности для ребенка, а так же низким уровнем дисциплины. Зачастую родители исполняют все капризы ребенка, за счет чего происходит самоутверждение, при не выполнении таких требований как: «Хочу», «Моё» и т.д. ребенок демонстративно показывает обиду, не выполняет просьбы или требования родителей. Родители либерального стиля семейного воспитания имеют тесные взаимоотношения с детьми на протяжении всей жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что исследуемые семьи придерживаются неконструктивных стилей воспитания – авторитарного и либерально-попустительского, при этом среди респондентов не было обнаружено семей, использующих демократический стиль воспитания.
Для изучения взаимоотношений в семье, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ, была проведено анкетирование «Общение в семье» с тремя вариантами ответа: «да», «нет» «иногда». Результаты анкетирования представлены на рисунках 2, 3, 4 и 5. Анализ анкет показал, что 4 семьи, по их мнению, имеют благоприятные межличностные взаимоотношения, у 2-х семей отношения с детьми можно назвать удовлетворительными. Для более подробного анализа рассмотрим ниже отдельные вопросы из анкеты.

Рисунок 2 – Ответы респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с ребенком?»
Проанализировав данные, можно сказать, что результат разделился поровну: 3 семьи ответили, что взаимопонимание есть, и 3 семьи сказали, что взаимопонимание присутствует иногда. Таким образом, родители оценивают уровень взаимопонимания в своих семьях как высокий или удовлетворительный. Отметим, что ответ «да» принадлежит родителям, придерживающимся либерально-попустительского стиля воспитания.

Рисунок 3 – Ответы респондентов на вопрос: «Говорит ли с Вами ребенок «по душам», советуется ли по личным делам?»
По полученным ответам можем сделать вывод, что в 3 семьях дети делятся с родителями своими переживаниями, советуются по личным делам. В 2 семьях, по мнению родителей, дети лишь иногда рассказывают о переживаниях и советуются. В 1 семье считают, что искренние разговоры с детьми отсутствуют. При анализе ответов на данный вопрос, мы принимали во внимание выявленные стили семейного воспитания. Проанализировав и сопоставив данные можно сказать, что семьи с либерально-попустительским стилем воспитания имеют более тесные межличностные отношения с детьми, в семьях с данным стилем воспитания дети делятся переживаниями, ожидая поддержки в ответ, что естественно улучает качество межличностных отношений. В семьях с авторитарным стилем воспитания дети не делятся, либо делятся иногда с родителями личными переживаниями и разговоры «по душам» происходят крайне редко.
Следующий вопрос был сформулирован так: «Знаете ли вы друзей Вашего ребенка?». Результаты представлены на рисунке 3.

Рисунок 5 – Ответы респондентов на вопрос: «Знаете ли Вы друзей Вашего ребенка?»
По ответам на данный вопрос можно сказать, что родители не всегда интересуется жизнью ребенка, это подтвердили 2 семьи, но большая часть испытуемых (4 семьи) знают чем «живет» их ребенок вне дома, тем самым показывая ребенку, что он в целом и его окружение (любимые занятия, друзья) важны для родителей. Отметим, что больший интерес к жизни ребенка вне семьи проявляют родители, использующие авторитарный стиль воспитания. Можно предположить, что это напрямую связано с повышенным контролем, характерным для данного стиля.
С целью выявления нарушений межличностных отношений в семейном воспитании семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, нами был проведен опросник «Анализ семейного воспитания»[4].
По данным методики 2 семьи используют гиперпротекцию. В данных семьях в центре внимания находиться только ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Родителей не интересуют межличностные отношения в семье, главная задача таких родителей воспитания ребенка с ОВЗ, при этом родители забывают о «здоровой» семье. Отметим, что по результатам предыдущих методик у данных семей был выявлен авторитарный стиль воспитания. У 1 семьи выражена фобия утраты ребенка и гиперпротекция. У родителей повышенная боязнь ошибок, неуверенность, гиперболизированное представление о «хрупкости» ребенка, его болезненности. Для этой семьи, по результатам первой методики, также свойственен авторитарный стиль воспитания.
У 2 семей отклонения в межличностных отношениях и в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья не выявлено. Еще в 1 семье чаще воспитание ребенка происходит без наказаний. Родители сомневаются в результатах любых наказаний. Отметим, что в данных семьях, согласно данным предыдущих методик, присутствует либерально-попустительский стиль семейного воспитания, также родители считают, что имеют близкие взаимоотношения с ребенком.
Итак, результаты опросника «Анализ семейного воспитания» подтвердили первичные данные о том, что среди семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ преобладает авторитарный и либерально-попустительский стиль семейного воспитания.
В результате проведенного исследования можно обозначить следующие выводы: межличностные отношения в семьях где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеют смешенный стиль воспитания. Основываясь на результатах взаимодействия с семьями, мы прослеживаем что взаимоотношения в семье благоприятные, межличностные отношения подразумевают взаимопомощь друг другу и ребенку. Так же у половины семей (участвующие в исследовании) выражена гиперпротекция, это прослеживается не только в результатах беседы но и в ответах опросника «Анализ семейного воспитания». Родители зачастую уделяют всю жизнь только ребенку с ограниченными возможностями здоровья и по результатам беседы мы можем наблюдать что есть семьи, воспитывающих особенных детей, где прослеживаются проблемы в межличностных отношениях, родители забывают об остальных членах семьи и поддержании здоровых взаимоотношений. Так же изучив и сопоставив результаты анкетирования «Общение в семье» и выводы беседы, мы можем наблюдать в одной семье участвующей в исследованиях, выраженную фобию утраты ребенка, так как сейчас они воспитывают ребенка с ограниченными возможностями здоровья, появляется повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличенное представление о «хрупкости» ребенка, его болезненности, при этом отношения в семье как межличностные совершенно не интересуют ни родителей, ни ребенка что подтверждает результат опросника «Анализ семейного воспитания».
Межличностные отношения в семье, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеют огромное значение для дальнейшего развития как ребенка, так и всех членов сеьми. Таким образом, если семья не обеспечивает адекватную поддержку необходимую на определенный момент, позже, прослеживается негативное влияние искаженных эмоциональных связей, это оставляет отпечаток на поведение всех членов семьи, нарушение личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Ссылки на источники:
1.         Кравченко А.И. Социальная работа: учебник / М.: Место издания: CD-ROM. Год издания: 2015;
2.         Кочюнас Р. Психологическое консультирование. / Изд-во Академический проект М., 2019.
3.         VIII Международной научно-практической конференции под редакцией О.А. Карабановой, Н.Н. Васягиной / Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург, 2018.
4.         Эйдемиллер Э.Г., Юстицинкис В.В. Психология и психотерапия семьи / СПб.: Питер, 2009
Октябрь 2021