преподаватель,
ГБПОУ «Выксунский металлургический
колледж им.А.А.Козерадского»,
г. Выкса
Сегодня образование как стратегический интеллектуально-нравственный ресурс направлено на удовлетворение требований современного общества в повышении качества профессионального мастерства работника любой сферы. Его приоритетной целью является творческое развитие личности специалиста, обретающего позицию субъекта своего интеллектуального, нравственного, профессионального совершенствования. Вместе с тем, профессиональное образование, особенно педагогическое, предполагает не только овладение системой знаний, способами деятельности, но и выработку специалистом системы ценностей и смыслов, навыков художественно-эстетической деятельности, умения поддерживать свою творческую форму, овладение искусством самовыражения.
Миссия дошкольного учреждения – создавать условия для воспитания и обучения каждого ребёнка на уровне его возрастных и индивидуальных возможностей, способствовать их полноценному развитию, обеспечивать равные стартовые возможности для обучения в образовательных учреждениях. Изобразительная деятельность ребёнка, которой он только начинает овладевать в дошкольном возрасте, нуждается в квалифицированном руководстве. Чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложены природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной и конструктивной деятельности. Задача учреждения профессионального образования обучить этому будущего педагога.
Повышенный интерес к формированию ценностной культуры подрастающего поколения, обоснованный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЭ от 29.12.2012, а также в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, обусловливает значительные изменения в содержании дошкольного образования. Эти изменения не могут не коснуться содержания образовательных программ образовательных организаций, которые занимаются подготовкой специалиста для современного детского сада, функционирующего в системе холдинга, поскольку сегодня приоритетным направлением становится обеспечение преемственности между всеми ступенями образования.
В связи с этим становится очевидным факт, что при подготовке специалиста в условиях колледжа необходимо уделить внимание практической подготовке студентов в процессе овладения ими различными технологиями обработки художественных материалов на основе изучения специфики каждого отдельного вида искусства.
Многочисленные исследователи детского художественного творчества и практики утверждают, что уровень творческого развития детей дошкольного возраста во многом зависит от степени владения детьми доступными выразительными средствами искусства и различными способами обработки материалов в ходе продуктивной деятельности.
Поэтому важна и актуальна подготовка специалистов в области дошкольного образования, которые смогли бы обеспечить руководство продуктивными видами деятельности.
Таким образом, цель обучения — формирование у студентов, обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, эстетической культуры восприятия произведений изобразительного и монументально-декоративного искусства, а также их теоретическая и практическая подготовка к созданию творческих работ с использованием различных способов обработки художественных материалов.
Достижение указанной цели возможно при решении следующих задач:
¾ познакомить студентов с различными видами и жанрами изобразительного и монументально-декоративного искусства, раскрыть характерные особенности каждого, сформировать представление о выразительных средствах;
¾ расширить представление студентов о способах обработки художественных материалов;
¾ раскрыть студентам особенности художественных техник и приемов;
¾ сформировать у студентов технические и изобразительно - творческие умения, развить творческую активность;
¾ воспитать эстетический вкус при создании работ, запланированных изучением МДК.02.04. Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству.
ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера среднего профессионального образования, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни. Существует, по крайней мере, три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе практико-ориентированного обучения.
Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики (Ю. Ветров, Н. Клушина).
Второй подход (авторы Т. Дмитриенко, П. Образцов), при практико-ориентированном обучении, предполагает использование профессионально-ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.
Третий, наиболее широкий подход, очень ёмко сформулировал Ф. Г. Ялалов в деятельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно–компетентностным подходом.
Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход, примером которого является контекстное обучение.
Контекстное обучение - обучение, профессионально-ориентированное, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, обеспечивается трансформация учебной деятельности в профессиональную.
Общей основой различных методик становится профессиональный контекст. Нужно подчеркнуть необходимость межпредметных и междисциплинарных преемственных связей. Без этого контекстное обучение теряет смысл.
Технология контекстного обучения предусматривает постоянный контроль и коррективы процесса трансформации учебной деятельности в профессиональную, становления студента как молодого специалиста. Процесс трансформации учебной деятельности в профессиональную должен отслеживаться и контролироваться не только преподавателем, но и самим студентом по четким, понятным ему и личностно значимым критериям. Только при этих условиях, можно рассчитывать на личностную активность студента, порождение познавательной мотивации и ее превращение в профессиональную, на заинтересованное участие будущего специалиста в реализации процесса его перехода от учения к профессиональной деятельности.
А. А. Вербицкий сформулировал следующие основные принципы контекстного обучения:
¾ обеспечение личностного включения студента в учебную деятельность;
¾ моделирование в учебной деятельности целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности;
¾ принцип проблемности содержания и процесса его усвоения студентами в учебной деятельности;
¾ адекватность форм организации целям и содержанию образования;
¾ принцип ведущей роли совместной деятельности;
¾ принцип открытости по отношению к педагогическим технологиям, - предложенным в рамках других теорий и подходов;
¾ принцип преемственности традиционных и новых педагогических технологий;
¾ принцип единства обучения и воспитания профессионала.
Основная цель контекстного обучения – формирование в рамках учебной деятельности студента его целостной, внутренне мотивированной профессиональной деятельности как будущего специалиста, адресата; - выбор приемов воздействия, средств, их последовательностей в соответствии с целями.
На современном этапе развития педагогической науки проблема формирования эстетической, духовной культуры человека, его творческого становления является доминантой цивилизованного развития. В образовании как явлении цивилизации также происходит ориентация на личность, ее субкультуру, что превращает искусство в важнейший фактор духовного обновления, как общества в целом, так и отдельного человека. Разрабатывая современные теории и концепции образования педагогическая наука опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения для учреждений среднего профессионального образования, в котором значительная роль отводится подготовке специалиста, способного организовать различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе и изобразительную.
Именно поэтому очень важно в условиях среднего профессионального образования обеспечить возможность приобретения обучающимися практического опыта в определении цели, задач, содержания, методов и средств руководства изобразительной деятельностью детей раннего и дошкольного возраста. А это становится возможным только тогда, когда у студентов будет сформирована хорошая теоретико-методическая база, лежащая в основе организации процесса ознакомления дошкольников с основами изобразительного и монументально-декоративного искусства на практике.
Свободное владение методами, приемами, формами организации продуктивной деятельности формируется при условии наличия у педагога теоретических знаний и качественного уровня практической подготовки обучающихся колледжа. Теория помогает обогатить новыми знаниями практическую деятельность будущего воспитателя, разнообразить ее. Практика способствует апробированию теоретических положений, делая их педагогически активными. Поэтому только корреляция теории и практики является показателем овладения обучающимися всеми необходимым компетенциями, прописанными в ФГОС нового поколения.
В этой связи представляется важным и значимым обеспечить будущих специалистов дошкольного образования необходимой системой знаний, включающей вопросы психологии, педагогики, философии, эстетики и, конечно, искусствоведения. На основе знаний о видах искусства можно формировать у студентов представление о детском изобразительном творчестве и особенностях организации различных видов изобразительной деятельности. Имея представление, к примеру, о выразительных средствах архитектуры, студент сможет более профессионально подойти к обучению детей особенностям создания конструктивного образа.
Список литературы:
1. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. – М., 1999.
2. Жукова Г.С., Никитина Н.И., Комарова Е.В. «Технология профессионально-ориентированного обучения», Учебное пособие. Москва-Издательство Российского государственного социального университета. 2014г.
3. Змеев С.И. «Технология обучения взрослых». Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. М. Издательский центр «Академия» 2012г.