Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Неткасова Ирина Анатольевна,
учитель иностранного языка,
МБОУ СШ № 52,
г. Ульяновск
Английский язык занимает важное место в образовательном процессе. В начальной школе – 2 часа в неделю, в средней и старшей – 3 часа.
С самого начала дети знакомятся с новым алфавитом, усваивают лексические единицы, правила, учатся читать, писать, слушать и говорить на новом для них языке, знакомятся с традициями и культурой стран изучаемого языка. При этом развиваются память, внимание, мышление школьников, происходит личностное становление учащихся. А личность –
это не только набор знаний и умений, но и мировоззрение, воспитание.
Воспитательный процесс состоит из множества актов, равноправно участвующих в формировании продукта. Легче всего выделять и анализировать составные части общего процесса воспитания по источнику и месту их возникновения. Для современного школьника основными источниками, стимулирующими возникновение тех или иных взглядов, убеждений и привычек поведения, являются:
• общение с людьми (на улице, в транспорте и т. д.);
• средства массовой коммуникации (включая Интернет);
• книги;
• семья, родственники;
• друзья, группы, компании;
• школа;
• труд и самообслуживание.
В вопросе о значимости различных источников для формирования воспитанности согласие специалистов не достигнуто. В структуре процесса воспитания можно выделить внутреннюю и внешнюю составляющие. Первая носит название самовоспитания, вторая — внешнего воспитательного влияния (действия).
Процесс воспитания — процесс комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненное идее целостности формирования личности [4, с.13-15].
Все уроки, являясь частью большого образовательного процесса, подчиняются триединой цели: обучающей, развивающей и воспитательной.
Наука идёт вперёд, ежедневно появляется что-то новое. И школа, как часть большого мира, должна идти в ногу со временем.
У школьников появились телефоны, которые они не выпускают из рук. С одной стороны это наносит вред, как зрению, так и мышлению, памяти, речи (ведь восприятие стало зависеть от картинок – наглядное, и много информации воспринимается на слух). А с другой стороны уже работает множество приложений и сайтов, которые помогают в получении образования. Поэтому даже гаджеты можно и нужно направлять на благо образования.
Основываясь на методике обучения иностранным языкам, мы подбираем приемы обучения, которые способствуют достижению триединой цели в целом и планируемых результатов каждого урока.
На своих уроках я использую следующие приёмы обучения английскому языку:
1. Использование современных технических средств: аутентичные короткометражные фильмы, мультфильмы, видео по теме урока.
Наша школа работает по УМК “Английский в фокусе” (Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е. и др.) [1]. Здесь предусмотрен аудиокурс (упражнения с аудированием), культурные уголки, фокус на Россию, литература.
упражнения на развитие навыков слушания:
·           послушай и повтори;
·           слушай и читай;
·           послушай и отметь “правда” или “ложь”;
·           выполни, послушай и проверь себя.
Работая с культурными уголками, фокусам на Россию, литературой мы можем не только читать учебник и рассматривать фотографии мест, но и смотреть видео, снятое путешественниками, фильмы и мультфильмы, снятые по произведениям, презентации по биографии писателей и других известных людей. При этом важно помнить, что видео должно быть не длиннее 10 минут. Для внимательного просмотра стоит предварительно задать вопросы, ответы на которые учащиеся найдут в этом видео.
2. Интерактивная работа: в парах, в группах, мозговой штурм и и.д.
Индивидуальная работа хороша тем, что мы видим прогресс в обучении каждого ученика. А работа в парах и малых группах формирует в учащихся коммуникативные, регулятивные навыки, чувство ответственности за результат общей работы.
Здесь мы используем:
·           работу над диалогами по темам уроков;
·           взаимопроверку;
·           работу над вопросами;
·           переводы и словарную работу;
·           проектную работу.
Здесь же учащиеся получают навыки конструктивного диалога.
3. Проектная работа: разделение обязанностей; выполнение своей части работы для общего дела.
Наиболее интересные темы – грамматика, лексика (фразовые глаголы). Работая с ними, как с проектами, учащиеся увлекаются исследовательской деятельностью и лучше усваивают сложный материал.
Кроме этого УМК предусмотрено задание “Portfolio”, направленное на употребление в письменной речи новых и уже изученных лексических единиц, грамматических правил.
4. Работа со словарём и переводчиками. При работе с текстом всегда встречаются новые слова. Как довести их до понимания и ввести их в использование?
·           объясните значение выделенных слов и выражений (для этого можно использовать словарь учебника, отдельный словарь). Здесь идёт объяснение на английском языке с помощью знакомых слов или перевод на русский язык. Чем старше учащиеся, тем меньше русского языка.
·           переведите дословно;
·           объясните (переведите) своими словами.
Самые хитрые школьники ждут помощи учителя или используют онлайн-переводчики (Яндекс – перевод по фото и Google). Какие возможности открывает перед нами этот ресурс?
·           Яндекс-переводчик [5]: быстрый перевод огромного текста;
·           Google-переводчик [6]: синонимы при переводе, возможность прослушивания произношения слова и, как следствие, отработку произношения слова с диктором.
Зная особенности ресурсов, даю задания: найти перевод фрагмента, найти описание (в оригинальном тексте), написать своё отношение к прочитанному, используя новую лексику.
Учет уровня подготовленности школьников и наблюдение за классом показывают, что эти ресурсы – помощник для учащихся со слабым уровнем подготовки, но регулярное их использование помогает им овладеть английским языком.
Нередко учителя сталкиваются с тем, что домашнее задание выполнено на 5, а в классе ученик не может ни прочитать, ни написать. Откуда списал? – ГДЗ [3] – готовые домашние задания. Списал – значит не проявил воли к самостоятельному выполнению, попытался обмануть учителя… Но! Учителя нельзя обмануть. Надо только помочь ученику разобраться: ГДЗ – добро или зло? И для себя решить, как повернуть ГДЗ в полезное русло? Для слабого ученика – это способ “не получить 2” и тогда обращение к ГДЗ – это попытка выполнить задание. Здесь стоит оценить наличие и качество ошибок (невнимательность, грамматика, сокращение текста), так работает моторная и зрительная память, и максимально привлекать ученика к работе на уроке.
Для сильного же ученика – это “ключи” для самопроверки. Также можно проверить правильность ответов в ГДЗ. Ведь даже в таком продуманном ресурсе встречаются ошибки!
Стоит помнить, что любой “хитрый” ресурс, используемый учителем на уроке, теряет свою привлекательность для учащихся. И это способствует развитию их самостоятельности.
В воспитании подрастающего поколения большую роль играет личный пример учителя. Как заинтересовать школьников учебным предметом? – Для этого есть такие инструменты, как предметные группы в социальных сетях. В моей группе «Английский с нуля» [2] собраны видеозаписи с начальными занятиями по обучению чтению, лёгкими мультфильмами по ключевым темам обучения, песенками, ссылки на другие (проверенные) ресурсы, фото с грамматическим материалом, сборники упражнений.
Но можно не только вести группу с интересными материалами и полезными ссылками, но и вести свою личную страничку. Тогда учащиеся будут видеть Вашу заинтересованность в учебном предмете, интерес к работе, к ним и Вашу жизнь вне работы. Тогда они почувствуют, что Вы не просто ходите на уроки, а делаете всё возможное, чтобы их школьные годы проходили интересно, разнообразно, ярко.
При этом на уроке важно сохранять доброжелательную, доверительную атмосферу, работать с опорой на положительные стороны учащихся, не зависимо от их готовности к уроку. Работа «на сильного ученика» способствует тому, чтобы и «слабые» ученики стремились к большему.
Немного психологии, немного хитрости… Учитель имеет право и должен использовать “лайфхаки” в работе с подрастающим поколением. С такими учителями и ученикам интересно работать. И английский язык становится проще, понятнее, интереснее.
Список литературы
1.         Английский язык. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии учебников «Английский в фокусе». 2–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. Г. Апальков, Н. И. Быкова, М. Д. Поспелова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2020. — 237 с.
2.         Английский язык с нуля. Электронный ресурс: https://vk.com/club195312256
3.         Готовые домашние задания. Электронный ресурс: https://gdz.ru/english/
4.         Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 463 с.: ил. — (Педагогика и воспитание).
5.         Яндекс-перводчик. Электронный ресурс: https://translate.yandex.ru/?utm_source=wizard
6.         Google-переводчик. Электронный ресурс: https://translate.google.ru/?hl=ru&sl=en&tl=ru&op=translate

Октябрь 2021