Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВЛИЯНИЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

Ефимова Наталья Владимировна
воспитатель
МБДОУ №74 «Винни-Пух»
г. Северодвинск
Устное народное творчество – это бесценное богатство любого народа, сформированный столетиями взгляд на человеческую жизнь, общество, природный мир. Благодаря устному народному творчеству, маленький человек не только усваивает нормы родного языка, но и, воспринимая его красоту, выразительность, получает начальные культурные представления о своём народе, первые впечатления о нём.
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ» (К.Д.Ушинский).
Для ребёнка в возрасте от 3 до 4 лет огромное влияние имеет развитие речевого аппарата. В первую очередь, это разговорная речь, средство общения ребенка с окружающим миром, средство познания и передачи информации. Самым важным ресурсом для развития красочной, эмоциональной, выразительной, наполненной речи детей являются произведения устного народного творчества.
В результате знакомства детей с фольклором обогащается и пополняется их словарный запас, речь становится богаче и интереснее. Произведения устного народного творчества учат детей нормам морали, воспитывают нравственные ценности, помогают адаптироваться новому человеку в новом для него мире.
У каждого фольклорного жанра есть свои определенные функции. Так, например, сказки в иносказательной форме ненавязчиво учат доброте, эмпатии, заботе, дружелюбии, высмеивают негативные качества людей. Благодаря сказкам речь детей насыщается множеством прилагательных и эпитетов, сравнительными оборотами, а театрализация помогает детям не только пересказывать текст, но и усваивать ритмику и интонацию речи.
Малые фольклорные жанры – бесценны по своей многофункциональности. С помощью потешек, прибауток, загадок можно научить детей улавливать ритм и музыкальность текстов, их певучесть, а краткость и легкость слога помогает без труда их запоминать, тем самым обогащая словарный запас. Дети их слышат с самого раннего возраста, впитывая живой тонкий юмор, незатейливые рифмы, простые слова. Без этих жанров УНТ невозможно представить усвоение детьми некоторых режимных моментов (засыпание, умывание, кормление, переодевание и т.д.).
Наряду с становлением речевого аппарата, дети усваивают определения, связанные с предметным миром, связи и отношения между предметами в этом мире. Быт и культурные ценности своего народа.
Пословицы и поговорки изобилуют средствами и приемами для воспитания и развития речи детей. Пословицы и поговорки, писал К.Д. Ушинский, помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка». А А.С.Симонович рекомендовала знакомить детей с этими жанрами еще до того, как дети научатся читать и писать. Необходимо раскрывать их значение для детей, учить понимать прямой и скрытый смысл. Благодаря своей поэтичности, обилию эпитетов, сравнений, олицетворений и широкому использованию в речи, они становятся важным инструментом в развитии и становлении детской речи.
Другой фольклорный жанр – загадки заставляют детей задуматься о скрытых смыслах и дополнительных значениях, у детей начинают складываться первые представления о переносном значении слов, таким образом, им становится и легче понимать речь взрослых. И нельзя недооценивать роль загадок в развитии мышления ребенка.
Знакомство детей с произведениями народной культуры необходимо начинать с раннего возраста. Дети учатся, подражая, постепенно накапливая опыт для глубокого восприятия произведений, всё больше расширяя и обогащая свой словарный запас, формируя грамматический строй речи, создавая предпосылки к успешному овладению родным языком.
Таким образом: устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, даёт возможность с самого раннего детства стимулировать речевую активность детей.
Октябрь 2021