Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бобровницкая Виктория Юрьевна,
старший методист, педагог дополнительного образования
ГОАУ ДО ЯО «Центр детей и юношества»,
г. Ярославль
В дополнительном образовании детей, как известно, образовательный результат – это, прежде всего, умение применять знания на практике, наличие позитивного отношения к творчеству и мотивированность к нему, общий уровень развития личности, адаптированность к жизни в социуме, сформированность личностной позиции с опорой на общечеловеческие ценности. Эти показатели – главные ориентиры педагога при определении результативности реализации дополнительной общеразвивающей программы.
И поскольку дополнительное образование детей является личностно-ориентированным образованием, то «в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность, либо сформированность основных потенциалов личности обучающихся, либо их интеллектуальная, нравственная и физическая развитость. Нередко критериями и показателями эффективности образовательного процесса становятся сформированность коллектива, удовлетворенность обучающихся, педагогов и родителей…» [2, с. 4].
Специфика дополнительного образования предполагает активное включение обучающихся в образовательный процесс и его практическую ориентированность. В этой связи личностный деятельностный характер образовательного процесса требует от педагогов применения «таких средств определения результативности продвижения ребёнка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка» [1, с. 136].
Таким образом, при определении результатов развития, сформированности ценностей, социализации, воспитания и других результатов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, нельзя обойтись без сотрудничества, взаимодействия педагога и ребёнка, без взаимодействия обучающихся между собой. Для этих целей как нельзя лучше подходят интерактивные технологии.
Под интерактивными образовательными технологиями подразумевается совокупность педагогических методик, которые обеспечивают образовательный эффект, включая обучающихся в совместную деятельность по заданным педагогом правилам.
Такие технологии строятся в основном на диалоге (ведь интерактивность, как известно, – это взаимодействие), который предполагает свободный обмен мнениями, особый характер общения, высокий уровень активности обучающихся. Интерактивные технологии основаны на принципах взаимодействия, субъектной позиции обучающихся, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.
При применении таких технологий деятельностная, активная позиция обучающихся и творческий подход педагога делают процесс отслеживания образовательных результатов и увлекательной игрой, и развитием способностей к саморефлексии и самоанализу, и хорошим поводом для взаимодействия, диалога, позитивного общения между всеми участниками образовательного процесса. «Детская самооценка образовательного результата не только основной показатель его качества, но и способ стимулирования ребёнка к более высоким результатам, а также способ формирования аналитических способностей, адекватной самооценки, способности к рефлексии» [3, с. 6].
Естественно, выбор методик определения результатов, в которых обучающиеся находятся в активной позиции и взаимодействии, определяется задачами программы, возрастом обучающихся, спецификой детского объединения и личностью педагога.
Приведём несколько примеров использования интерактивных технологий в учреждении дополнительного образования при определении результатов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на примере программы по медиаобразованию.
Так в качестве определения промежуточных и итоговых результатов для каждого года обучения зачастую используются деловые игры.
Одна из таких игр называется «Читатель спрашивает». Она сочетает в себе познавательную, исследовательскую и практическую деятельность обучающихся. Задаётся игровая ситуация: все участники – это редакция научно-популярного журнала, а небольшие группы – это отделы. Каждой группе участников раздаются подготовленные карточки с несколькими заданиями. Каждая включает в себя три вопроса, которые начинаются словами «Читатель спрашивает/интересуется/просит объяснить…». Они касаются всех сфер жизни человека: либо необходимо: найти толкование неизвестного слова или выяснить, действителен ли определённый факт, объяснить происхождение крылатого выражения, разъяснить, в чём особенности той или иной страны, «найти» географические объекты или виды растений, животных и т.д.
Пример вопросов на карточке: Читатель спрашивает, в самом ли деле, в Санкт-Петербурге есть остров Грязный? Читатель просит объяснить, что такого особенного было в древнем японском театре? Читатель интересуется, из какого кинофильма выражение: «Если нельзя, но очень хочется, то можно»?
Ребятам необходимо за определённое время найти ответы на эти вопросы, пользуясь различными справочными изданиями и интернетом, а затем результаты своих поисков оформить в виде небольших сообщений. После этого каждая группа создаёт одну-две страницы журнала формата А4 со своими материалами. Завершается игра коллективной работой по оформлению общего для всех групп «выпуска» журнала и обсуждением впечатлений и итогов работы.
Развитие умений искать и интерпретировать необходимую для журналиста информацию также можно отследить при игре «Фотография с объектом». Парам обучающихся даётся задание: найти тот или иной объект в здании, руководствуясь небольшим списком его примет. «Доказательством» обнаружения предмета является фотография одного из пары на его фоне.
Ещё одним методом отслеживания результатов, который довольно хорошо «работает», является рейтинг. В данном случае он касается выпусков печатных и электронных изданий.
Поскольку это продукт коллективной творческой деятельности, то важно отметить личное участие каждого в обеспечении общего успеха. Анализ проводится в форме самооценки и взаимной оценки. Каждый участник определяет свой процент участия, отвечая на вопрос «Моё участие в выпуске полезно на ___%», а затем участие других – «Участие _____ (фамилия, имя) в выпуске полезно на ___%». После общего обсуждения оценок каждый обучающийся высчитывает получившийся свой личный рейтинг и оформляет это графически. Такие графики составляются по результатам каждого выпуска, а в конце года оформляются в своеобразный коллективный «Рейтинг эффективности».
Эта форма наглядна, не требует большого количества времени и проходит очень активно. В то же время решаются задачи развития навыков самоанализа, осознания персональной ответственности и значимости своей роли в коллективе, стимулирование творческой активности и самостоятельности.
С помощью интерактивных технологий можно успешно отслеживать результаты развития познавательной деятельности обучающихся и умения грамотно и доступно излагать результаты интеллектуального труда.
С этой целью довольно часто обучающимся даются различные коллективные творческие задания. Например, проводится «Турнир кроссвордистов». Малым группам обучающихся предлагается определённая тема кроссворда или сетка кроссворда, или набор терминов. Необходимо за ограниченное время составить кроссворд для другой группы. Затем по кругу происходит обмен составленными кроссвордами. Чем быстрее противоположная группа отгадает предложенный ей кроссворд, тем удачнее даны все определения.
В завершении можно составить единый коллективный кроссворд, выбрав лучшие определения из кроссвордов мини-групп.
Очень важно при определении результатов задействовать эмоциональную сторону личности ребёнка, чтобы понять и оценить степень включенности его в процесс обучения, мотивы его прихода в объединение и нахождение в нём, а также выявить связи внутри коллектива.
И здесь такая методика, как интервью, органично вписывается в контекст содержания обучения по данной программе.
Основанием для интервью обучающихся могут стать любые темы. Например, отношение к детскому объединению выявляется с помощью интервью мнений «Я и мы». Обучающемуся предлагается продолжить незаконченные предложения: «Наше объединение – это…», «У нас не принято,.. но зато мы любим… и ценим…», «Мы гордимся… и огорчаемся, когда…», «Мне нравится, когда мы на занятиях,.. и не очень люблю, когда…», «Как хорошо, что у нас занимаются…», «А еще я хочу, чтобы мы все вместе… и могу для этого сделать…» и т.д. После ответов каждый участник интервью может задать уточняющие вопросы, предложить свои дополнения к вопросам.
Подобная характеристика своего объединения каждым ребёнком, а затем совместное обсуждение позволяют выявить коллективные и личностные ценности и интересы, стимулирует выработку этих ценностей, создают определённый психологический и творческий настрой в объединении. И поскольку эта форма довольно гибкая и может быть наполнена любым содержанием, то с её помощью можно решать многие задачи.
Интервью «Я в команде» проводится на основе заполнения каждым карточки «Мы в путешествии». Обучающемуся индивидуально предлагается ранжировать каюты с определёнными социальными ценностями (каюта с другом, каюта, где можно изобретать, каюта, где можно общаться, капитанский мостик, откуда можно управлять коллективом, и т.д.). Затем проводится коллективное обсуждение и анализ полученных ответов. Такая форма помогает ребёнку самостоятельно сформулировать для себя свои приоритеты, обучающимся – лучше узнать и понять друг друга, осознать мотивы посещения объединения, а педагогу ещё и диагностировать психологический климат в коллективе (процент совпадений выборов, частота выбора каюты с другом и т.д.). Проводя данную методику несколько раз в год можно проследить динамику изменения мотивов, настроений коллектива и проанализировать факторы их определяющие.
Конечно, определение результатов реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ требует от педагогов постоянного поиска вариантов, которые окажутся действенными для каждого конкретного обучающегося или объединения в целом. Но использование интерактивных технологий значительно облегчает педагогу эту работу. Опираясь в этой работе на взаимодействие и сотрудничество обучающихся, педагог избегает опасности превратить отслеживание результатов формальным механическим действием. Наоборот, творческий потенциал таких технологий позволяет сделать этот процесс по-настоящему интересным как самому себе, так и обучающимся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.         Буйлова Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ [Текст] /Л. Н. Буйлова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011.
2.         Воспитательный процесс: изучение эффективности: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 128 с.
3.         Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (научно-методический аспект). В 2-х ч. – Ярославль, 2000, II ч.
Октябрь 2021