педагог дополнительного образования,
ОБУДО «Курский областной центр туризма»,
г. Курск
УДК 908; 372.8; 37.017
Аннотация. Статья посвящена исследованию приоритетных направлений краеведческого воспитания детей в национальной системе образования в рамках формирования патриотизма личности на занятиях, реализуемых в учреждениях дополнительного образования. Автором отмечено, что система патриотического воспитания учащихся средних классов в системе дополнительного образования как составляющая национального воспитания, должна использовать краеведческие средства в различных формах учебной и внеурочной деятельности. Именно краеведческая работа во внешкольное время занимает важное место в образовательном процессе, так как усвоение краеведческих материалов способствует воспитанию у детей чувства национального сознания, патриотизма, высокой нравственности, развивает эстетические и физические качества, влияет на их духовно-нравственную направленность. Краеведение является важным звеном дополнительного образования, поскольку дает расширенное понимание истоков родного края и более углубленно раскрывает картину исторических событий в пределах того или иного региона.
Ключевые слова: краеведение, дополнительное образование воспитание, патриотизм, учащиеся, любовь к Родине.
Kotova Elena Mikhaylovna,
teacher of additional education,
RBIAE "Kursk regional tourism center",
Kursk
THE ROLE OF LOCAL STUDIES EDUCATION IN THE FORMATION OF PERSONAL PATRIOTISM OF STUDENTS
Abstract. The article is devoted to the study of the priority directions of the local history
education of children in the national education system in the framework of the formation of personality patriotism in the classroom, implemented in institutions of additional education. The author notes that the system of patriotic education of middle school students in the system of additional education, as a component of national education, should use local lore means in various forms of educational and extracurricular activities. It is local history work in the extracurricular time that occupies an important place in the educational process, since with the help of local history materials it helps to educate children in a sense of national consciousness, patriotism, high morality, develops aesthetic and physical qualities, and affects their spiritual and moral orientation. Local lore is an important link in additional education, as it gives an expanded understanding of the origins of the native land and reveals in more depth the picture of historical events within a particular region.
Key words: study of local lore, additional education, upbringing, patriotism, students, love for the Motherland.
Современные динамические процессы в России, связанные с реформированием в политике, экономике, социальной сфере, актуализируют проблему патриотического воспитания подрастающего поколения. Сегодня, как никогда, необходимы креативные подходы и новые пути к воспитанию патриотических качеств личности. При этом не стоит забывать, что региональная культура, представляющая собой исконные стремления этноса, выступает мощным источником и прочной основой воспитания детей и молодежи. Она имеет уникальные возможности воздействия на личность и формирование в ней национального мировоззрения, духовности, нравственности, утверждение любви к Родине. Идея национально-патриотического воспитания личности воплощена в государственных документах, научно-методических материалах, которые направляют обновление образовательно-воспитательного процесса в стране. На уровне с системой образования большая роль в процессе формирования идеологии патриотизма у молодого поколения принадлежит именно краеведению. Учитывая актуальность проблемы, цель статьи - осуществить обоснование понятия «патриотизм»; определить содержание изучения краеведения, которое в наибольшей степени способствует патриотическому воспитанию школьников.
Теоретические и методологические основы формирования личности с глубоким чувством патриотизма представлены в трудах многих исследователей, среди которых в рамках данной статьи следует выделить таких, как: Краснова Н.Н., Салганова Е.И, Туронов С.Ш. [9-10]. В психолого-педагогической науке намечены пути развития чувства этнической идентичности на основе изучения краеведения как эмоционально-психологической основы патриотизма, отраженные в наработках: Абзаловой С.С., Андреева Д.А., Баташовой Т.Н., Берлянд Ю.Б., Вялковой А.В., Замановой И.Ф., Калашниковой Л.А., Косенковой А.Г. и др. [1-8].
Среди характерных признаков патриотизма исследователями определяется:
- понимание и восприятие русской идеи;
- содействие развитию государственной независимости;
- усвоение национальных ценностей: русской культуры, языка, привитие уважительного отношения к исторической памяти;
- военно-патриотическое воспитание и т.д. [10; 11].
Но одно из ведущих мест принадлежит воспитанию любви и бережного отношения к родной земле, ее истории, уважения к народным традициям и обычаям, фольклору, любви к родной природе. Чтобы по-настоящему любить родной край, его следует хорошо знать, необходимо изучать его историю, язык, культуру. В связи с этим одним из приоритетных направлений патриотического воспитания молодежи является краеведение. Именно краеведческая работа должна занять важное место в деятельности каждого образовательного учреждения, так как посредством краеведческих материалов способствует воспитанию у молодежи патриотизма, национального сознания, высокой нравственности.
В общем понимании патриотизм - это любовь к Родине, гордость за духовные и материальные ценности родного народа, стремление своими действиями и интересами преданно служить родной земле. В жизни патриотизм проявляется в комплексном сочетании определенных чувств, знаний, ценностных ориентаций и установок. В философии патриотизм рассматривается как одно из самых глубоких гражданских чувств, содержанием которого является любовь к Родине, преданность своему народу, гордость за достижения национальной культуры, проявляющееся в практической деятельности, направленной на всестороннее развитие своей страны, защиту ее интересов [11]. Кроме того, политологи, социальные психологи определяют патриотизм как моральный и общественный принцип, характеризующий отношение человека к своей стране, а также оценку личностью элементов Отечества. Так, с точки зрения Салгановлй Е.И., патриотизм трактуется как любовь к Отечеству, преданность своему народу, готовность к подвигам и жертвам во имя интересов своей Родины [10]. В наработках Красновой Н.Н. данное понятие обозначено как одно из самых глубоких гражданских чувств, содержанием которого также является любовь к Родине, преданность своему народу, гордость за достижения национальной культуры [9]. В целом, анализ литературы свидетельствует, что подавляющее большинство источников, трактуя смысл слова «патриотизм», делают упор на значении любви к Родине, родной земле, своей культурной среды.
Любовь к Родине является одной из определяющих черт каждого сознательного гражданина. Будучи качеством синтетическим, патриотизм включает в себя моральное и действенное отношение к себе и другим людям, к природе, к этносу, нации, к материальным и духовным ценностям общества. Именно поэтому патриотизм как естественное чувство тесно связано с нравственностью конкретной личности.
Национально-патриотическое воспитание сегодня рассматривается как целенаправленный и сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования активно-творческой деятельности школьников, овладение ими знаниями о культурно-историческом опыте русского народа, формирование у них ценностного отношения к Родине [7]. Важнейшим приоритетом национально-патриотического воспитания является формирование ценностного отношения личности к народу, Родине, государству, нации [8].
Осуществление задач и цели патриотического воспитания достигаются различными средствами реализации, среди которых: история, символика, природа, литература, изобразительное искусство родного края. Знание истории родного края выступает на первый план в системе краеведческого обучения в системе дополнительного образования. На основе историко-культурных знаний, полученных на внешкольных занятиях, учащиеся могут оценивать прошлое родного края и прогнозировать будущее.
Местный материал, излагаемый на занятиях в различных туристско-краеведческих кружках, играет важную роль, поскольку связывает исследования жизни и быта отдельного населенного пункта с историей страны. Краеведческий компонент помогает осознанному усвоению учащимися сложных вопросов социально-политического, экономического и культурного развития страны в целом. Краеведение – это всестороннее изучение определенной части страны, города или села, других поселений с местным населением, для которого эта территория считается родным краем, это комплекс природных и общественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края [3].
Анализируя научные работы по краеведению, мы обнаружили, что существуют различные формы краеведческой работы, а именно: историческое краеведение, самодеятельный туризм, школьное краеведение, литературное краеведение.
Так, историко-краеведческий материал используется для лучшей наглядности при изучении большинства тем школьного курса истории. Благодаря его использованию активизируется познавательная деятельность учащихся, воспитывается любовь к родному краю. Историко-краеведческий материал способствует глубокому и прочному усвоению детьми основных исторических знаний, конкретизации и раскрытию научных понятий; связывает обучение истории с жизнью, трудовой деятельностью местного населения.
Общеизвестно, что сущность обучения заключается в деятельности, направленной на активное познание окружающего мира. Источником такой деятельности в системе дополнительного образования являются путешествия по родному краю - туризм, экскурсии, встречи с интересными людьми. Все это обостряет восприятие и пробуждает творческую мысль ребенка. Туристско-краеведческая работа помогает учащимся устанавливать самые разнообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности [5]. Благодаря туристско-краеведческой деятельности педагог вносит в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания, историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью. Туристско-краеведческий подход позволяет вести учащихся от близких, доступных для непосредственного созерцания фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям, то есть организовать процесс познания наиболее естественным и доступным путем.
На современном этапе в туристско-краеведческой работе преобладают деятельностные формы проведения занятий: походы, экскурсии, поисковые экспедиции, работа с различными источниками информации, исследовательские работы, проектная деятельность, творческие мастерские, тематические вечера, соревнования, конкурсы. Современная туристско-краеведческая деятельность определяется как общественное явление, сутью которого является самосовершенствование в процессе освоения культурного и природного разнообразия во время отдыха и досуга учащихся. Ознакомление с природой, культурным наследием и традициями разных народов, историями из жизни выдающихся земляков, соотечественников во время туристических путешествий - является важным фактором обеспечения патриотического воспитания. Такое понимание туристско-краеведческой деятельности акцентирует важность просветительско-воспитательной, экологической и культурной ее функций и подчеркивает роль туризма в формировании полноценной гармонично развитой личности-патриота. Спецификой туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования является то, что она способствует формированию социальной мобильности, профессиональной универсальности, навыков самообразования, стимулирует интеллектуальное развитие. Туристско-краеведческая деятельность в тематических кружках может включать экскурсионно-ознакомительные путешествия по разным городам, природным зонам и даже странам, посещение мастер-классов и конференций. В современных условиях, в контексте расширения географии туристических путешествий, традиционные экскурсионные туры трансформировались и туристам приходится не просто созерцать, но и углублять свои знания, овладевать определенными навыками. Одно из ключевых назначений туристско-краеведческой деятельности - патриотическое воспитание учащихся в соответствии с идеологией любви к Родине, формирование уважения к государству, его символам, традициям народа, к родному дому, истории и культуре страны, ко всему, что создано трудом родных и близких, кого называют соотечественниками.
Необходима также системность при проведении краеведческой работы, а именно: систематическое использование краеведческого материала на занятиях; преемственность в краеведческой деятельности детей как по ее содержанию, так и по формам и методам работы; массовость, то есть участие в краеведческой деятельности всего коллектива учащихся; перспективное планирование краеведческой работы. При этом следует соблюдать следующие правила:
- постоянно устанавливать взаимосвязь местного и общеисторического материала;
- изучая местные краеведческие объекты, необходимо их рассматривать всесторонне, в развитии и взаимосвязи;
- соблюдать периодизацию, принятую в исторической науке, то есть хронологическую последовательность событий;
- соблюдать тематический принцип отбора местного материала в соответствии со школьной программой по истории [1].
Краеведение дает учащимся целостное представление о человеке, который живет на определенной территории. Интегрированность заключается в том, что для занятий берутся сведения по археологии, географии, этнографии, экономики, литературы и истории.
Большие возможности для воспитания патриотических чувств дают внешкольные занятия по краеведению, на которых учащиеся знакомятся с художественными переводами о легендарных личностях прошлого, легендами и теориями о происхождении и образовании названий населенных пунктов, гор и рек [9; 10]. Выдающиеся личности, патриотически направленные, умеющие преодолевать жизненные трудности и идущие к своей цели, становятся образцом для выработки у детей жизненных стратегий, модели поведения. Анализ сюжетов этих произведений способствует формированию у учащихся морально-этических ценностей, осознанию себя частью определенного этноса с величественной историей. Собственные мысли учащиеся могут выразить в ходе написания творческих работ по художественным произведениям или после ознакомления с произведениями искусства.
На занятиях по краеведению среди всего многообразия комплекса этнокультурных сведений следует отдать предпочтение фольклорным и литературным произведениям, синтетически сочетая изучение литературы со смежными видами искусств: архитектурой, музыкой, изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Благодаря жанровому многообразию, художественной образности, эмоциональной насыщенности в них отчетливо отражен этнический колорит. Их комплексное вовлечение в процесс патриотического воспитания позволит в доступной форме знакомить школьников с культурной самобытностью родного края [4].
Кроме того, механизм формирования патриотической воспитанности, по нашему мнению, должен базироваться не в голословных произнесениях патриотических лозунгов, а на глубоко личностном восприятии высоких идей, заложенных в литературных и художественных произведениях.
В каждой конкретной ситуации, комментируя художественное произведение или литературный материал, педагог может концентрировать внимание на тех моментах, которые больше всего способствуют духовному обогащению, воспитанию в духе патриотизма, формированию национальных мировоззренческих позиций школьников.
Много возможностей для патриотического воспитания дают внешкольные занятия по изучению творчества. При обработке краеведческого материала учащиеся высказывают собственные соображения о его содержании и актуальности, акцентируют внимание на том, что в произведениях звучит призыв любить родную землю, язык родителей и прадедов. Школьники делают выводы сами, а педагог при необходимости им помогает. Важно, чтобы выводы способствовали проектированию жизненных принципов, воспитанию чувства патриотизма, глубокой привязанности к месту своего рождения [6].
Настоящий патриотизм и человечность пронизывают поэтические произведения. Это призыв против этно-национального нигилизма, призыв с целью пробудить черствых и равнодушных земляков, которым не хватает доброты, человечности, мудрости, любви к родной земле и языку своих отцов и дедов. Идеи патриотизма находят свое выражение и в прозе, которые с успехом воспринимаются учащимися среднего школьного возраста. Художественный мир мастеров пейзажной лирики поражает разнообразием, красотой воспроизведения родной природы, страстным утверждением светлой жизнерадостности и патриотических чувств средствами художественного слова. Краеведческим материалам в целом присуща масштабность видения мира и человека, философичность, оживление природы родной земли.
Любовь к родному краю - это символ духовной красоты человека. Знания, полученные на занятиях по краеведению, воздействуя на ребенка, прочно откладываются в памяти и способствуют зарождению глубинных высокопатриотических чувств. И хотя в младшем школьном возрасте такой процесс происходит в основном на подсознательном уровне, то именно в среднем школьном возрасте ярко прослеживается переход их в осмысленную гражданскую позицию ребенка. Важно также на занятиях по краеведению организовать диалоги: учащийся - учащийся, учащийся - педагог, учащийся - коллектив, стимулировать дискуссию [2]. Это будет способствовать формированию гражданской позиции учащихся, у которых следует воспитывать такие необходимо жизненные черты, как независимость мысли, оптимизм, действенность на благо родного края. Целесообразно предложить детям обосновать и прокомментировать выводы.
Таким образом, для становления гражданина - патриота родной земли - необходимо наполнить все звенья краеведческого учебно-воспитательного процесса содержанием, которое отражало бы историю, искусство, культуру, символику, природу родного края. Именно такой смысл будет обеспечивать формирование у школьников чувства патриотизма, уважения к родной земле, развитой духовной культуры личности, формировать интеллектуальный и культурный потенциал как высшей ценности общества. Весь комплекс туристско-краеведческого воспитательного воздействия в системе дополнительного образования, в котором активизирован этнокультурный потенциал региона, должен быть нормой существования жизни учащихся в семейном очаге, школьном учреждении и учреждении дополнительного образования.
Список использованной литературы
1. Абзалова С.С. Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках обществознания // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 286-287.
2. Андреев Д.А. Краеведение – основа патриотизма // Бюллетень медицинских конференций. 2012. Т. 2. № 11. С. 866.
3. Баташова Т.Н., Дербышева Л.Г. Воспитание личности ребенка средствами туризма, краеведения и экологии // ВНЕшкольник. 2012. № 3 (150). С. 34-37.
4. Берлянд Ю.Б. Формирование гражданско-нравственной позиции средствами краеведения // Образование в современной школе. 2012. № 10. С. 57-59.
5. Вялкова А.В. Реализация внеурочной деятельности средствами краеведения // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 1. С. 140-146.
6. Заманова И.Ф., Тутаева Г.Н., Кильпякова И.С. Новая парадигма краеведения в учебном заведении // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2014. № 2. С. 193-196.
7. Калашникова Л.А. Воспитательный потенциал школьного краеведения как средство формирования базовых качеств, присущих социально зрелой личности // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2012. № 6. С. 144-150.
8. Косенкова А.Г. Краеведение в школах как средство патриотического воспитания личности // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 24. С. 135-138.
9. Краснова Н.Н. Воспитание патриотизма у учащихся в современной школе // Вестник научных конференций. 2016. № 6-1 (10). С. 80-82.
10. Салганова Е.И. Состояние и особенности формирования патриотизма учащихся средней общеобразовательной школы // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2019. Т. 14. № 3 (191). С. 128-137.
11. Туронов С.Ш. Воспитание национального самопознания и патриотизма учащихся // Вестник Института развития образования. 2019. № 2 (26). С. 11-14.