Термелёва Анастасия Сергеевна,
воспитатель,
ГБОУ СОШ №4 СП ДС «Светлячок»
Самарская область, г.о. Кинель, п.г.т. Аексеевка
Проектная деятельность как средство активизации речевого аспекта очень важна и необходима для развития дошкольников, особенно детей с ОВЗ. Большую часть детей с диагнозом ОВЗ представляют ребята с нарушением речевого аппарата В наших проектах присутствует много игрового материала, доступного для усвоения и дальнейшего развития ребенка с ОВЗ. Материал строго дифференцирован, позволяет работать как индивидуально, так и с подгруппой ребят. В индивидуальных заданиях ребенок развивает связную речь, активизирует словарь, осваивает новые знания, закрепляет ранее усвоенные знания окружающего мира, развивает графо моторные навыки, внимание, память и многое другое. Все задания проговариваются и обговариваются детьми, это обязательное и необходимое условие для развития коммуникативно-речевой деятельности.
На примере экологического проекта «Деревья вокруг нас», который оформлен в виде лепбука, хочется показать вариативность и многообразие заданий, которые способствуют разностороннему развитию поставленных задач перед дошкольниками. Любой проект начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В игровой деятельности ребенок получает новые знания в доступной, простой и понятной форме, активизируется интерес к познавательно-исследовательской деятельности детей.
Проект можно оформить в любой доступной форме, в виде стенгазеты, лепбука, папки-передвижки, папки-накопителя, основная задача простота и доступность подачи материала.
Поэтому мы решили познакомить детей поближе с деревьями, их особенностями, прививать любовь к природе. Наш проект «Деревья вокруг нас» способствует этому. Дети учатся отличать деревья, видят их красоту, взаимосвязь окружающего мира. Наш лепбук в виде чемоданчика, открыв его вынимаем несколько разворотов. Теперь рассмотрим игры более подробно.
Верх чемоданчика – дерево, на нем есть надрезы куда можно вставлять птиц, насекомых, животных. Развиваем речь ребенка, познавательные способности.
Открываем и видим картинки разных времен года. Где ребенок может показать стрелкой нужное время года. Учится сравнивать деревья в разные периоды. Видеть красоту природы в разное время года. Здесь же альбом «Деревья». Рассматривая его ребенок закрепляет свои знания о деревьях, внешнем виде их листьев, плодов; развивает внимание, наблюдательность, память. познавательный интерес.
Следующий разворот представляет игры:
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам.
Дидактический материал: Карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе. Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее.
Картинки деревьев с загадками.
Игра «Назови части дерева».
Цель: Закреплять знания о дереве и формировать новые знания. Развивать память, мышление.
Правила игры:
Вместе с детьми рассмотреть дерево и уточнить такие понятия, как «крона», «макушка», «ствол», «ветки», «корни». Непосредственное рассматривание поможет закрепить части дерева.
Игра «Назови деревья и найди каждому дереву листок». Цель: умение различать и называть деревья и определять листья.
Переходим на другой разворот
Книжка «Кому нужны деревья в лесу?». Поможет сформировать понятия о том, что дерево может быть домом для животных, птиц, насекомых; приносить пользу лесным обитателям.
Игра «Что делают из дерева» с изображениями предметов из дерева Подборка предметных картинок направлена на расширение знаний об окружающем мире, обогащение словарного запаса детей, активного словаря.
Игра «Лото»
Игра «Собери картинку» Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
Игра «Соедини картинки»
Расскажи-ка Таблица по которой ребенок может описывать деревья.
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель: умение располагать картинки в порядке развития сюжета.
Дидактический материал: Набор картинок для игры «Что сначала, что потом?», по четыре картинки в каждой серии.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям серии картинок (по четыре картинки каждому ребенку), которые нужно внимательно рассмотреть и определить, что было сначала, что потом. «Какая картинка первая? Что было сначала?»
В наших проектах мы используем следующие игровые формы и приемы: драматизация, пазлы, составные части, атрибуты профессий, раскраски, дорисовки, и многое другое.
В нашем саду практически по каждой лексической теме оформлен тематический проект. Например: «Большое путешествие» - транспорт, «Дикие животные». «Что мы Родиной зовем», «Откуда пришёл хлеб», «Сарафан, сафьян, кафтан – выбирай дружочек сам!» - одежда и многое другое.