Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПРИ ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Гриднева Илона Евгеньевна,
воспитатель,
Дементьева Татьяна Альбертовна,
воспитатель,
Едамова Светлана Ивановна,
воспитатель,
МБДОУ д/с №10,
Аннотация: Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развивать у них национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого целого- своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее.
Ключевые слова: дошкольники, культура, фольклор, дети, детский сад, музей.
Не секрет, что представления дошкольников о родном городе, крае, народной культуре отрывочны и поверхностны. В чем же дело?
Возможно, это происходит потому, что в типовой Программе обучения и воспитания дошкольников эти задачи сформулированы очень узко. При этом совершенно не обозначенными остаются средства и методы решения данных задач и нет соответствующих материалов и пособий. Окружение действительности (особенно в городе) также не дают возможности реально приобщить детей к краеведению. Эти проблемы могут быть выполнены участием в фольклорных праздниках, посещением разнообразных выставок народного искусства, музеев. А как донести до понимания детей -горожан особенности крестьянского труда? На практике такая задача решается не содержательно, не связывается с природными явлениями, обрядами. пословицами и поговорками. И это вполне объяснимо, большинство родителей сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, историю родной культуры, не проникнуты чувством понимания ее древности. С целью приобщения к народной культуре рекомендую:
1.Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.).
В работе с детьми 2 – 6лет мы используем следующие виды фольклора:
1.Потешки – игры взрослого с ребенком (с его ручками).
2.Считалки – коротенькие стишки, которые служат для справедливого распределения ролей в играх.
3.Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
4.Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей чистой и правильной речи.
5.Прибаутки, перевертыши – забавные песенки и шутки, которые своей необычностью веселят детей.
6.Заклички – обращение к явлениям природы (к ветру, дождю, снегу).
Можно остановиться на использовании фольклора в играх с детьми. В игре дошкольники приобретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Самые любимые игры для детей – подвижные. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают ловкость, сообразительность, быстроту движений. Например, в игре «Стадо» мы используем закличку:
Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса гладкая,
Гони стадо в поле, погулять на воле!
Очень любят дети игры, которые требуют фантазии, творчества, выдержки. В игре «Молчанка» мы используем попевочку:
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики по свежей росе, по чужой полосе.
Там чашки, орешки, медок, сахарок –
Молчок!
Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализуются, то есть показывают себя.
2.Большое значение в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
3.Окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка, воспитывающие чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они- часть великого русского народа.
В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4.Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Воспитатели в свою очередь используют в своей работе ориентируются на новые подходы к проблемам образования, инновационные методики и новинки методической литературы. Наш детский сад в свою очередь приобщает детей к истокам Родины. Каждый ребенок должен знать историю и культуру своего народа.
Детский сад активно сотрудничает с музеями нашего города. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуры развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Особое место в работе занимают такие формы- экскурсии, игры, викторины, конкурсы, обрядовые праздники, досуги, развлечения, театрализованная деятельность, коллективные творческие работы.
Список использованной литературы:
1.         [Электронный ресурс].- Режим доступа http://poetry4kids.ru/animals-1-2.htm
2.         [Электронный ресурс].- Режим доступаhttp://skorogovor.ru/Простые-скороговорки/Шли-сорок-мышей-нашли-сорок-грошей.php
3.         [Электронный ресурс] Режим Доступа http://fullref.ru/job_dae67a5e2bc89468239ca6b6d3ec8bff.html
Октябрь 2021