Воспитатель
МБДОУ «Новоусманский ДС №1 ОВ»
Воронежская область село Новая Усмань
Ребенок – природный исследователь окружающего мира В процессе исследования и эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. 3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Детское экспериментирование это форма активности ребенка которая направлена на познание свойств и связей объектов.
Цель:
- повышения эффективности образовательной и воспитательной деятельности,создание условий для экспериментальной деятельности и предпосылок к формированию практических и умственных действий у дошкольников.
Задачи:
-формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
-закрепление умений получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.
-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обогащать словарный запас детей, развивать речь.
-воспитывать у детей уважение и бережное отношение к окружающей среды
- заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
- привлечение родителей к обогащению предметно – пространственной среды группы дидактическими, методическими материалами по теме.
- Подбор художественной литературы, скороговорок, считалок по тематике проекта.
-Создали условий для опытов и игр с водой, воздухом
-Подобрали сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и иллюстраций по темам.
- Изготовили картотеку опытов используемых в проекте.
-Активно привлекали родителей к пополнению мини – лаборатории предметами для проведения экспериментов.
-Провели анкетирование родителей и онлайн консультации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
-Пополнили в группе центр экспериментирования:
-природным материалом (камни,песок,шишки и тд)
-утилизированный материал (кусочки меха,ткани, бусины и тд)
-медицинский материал (пипетки, колбы, мерные ложки, шприцы без игл и тд)
-приборы-помощники (увеличительные стекла, весы. разнообразные сосуды и тд)
-дополнительным оборудованием (детские халаты, фартуки, салфетки, контейнеры для хранения)
А также проводились:
-беседы -просматривали презентации: «Чудо- водичка»: «Что такое снег?», «Откуда берется снег?» и мультипликационных фильмов. С целью поддержки и развития интереса у детей к исследованиям и экспериментам. Они были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами исследовательской деятельности
Главным в проекте являются эксперименты по блокам «Вода», «Воздух», «Песок, глина; камень».В ходе экспериментирования было отмечено, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.
Мы проводили исследования и на прогулках: рассматривали снег, лед.
Экспериментирование возможно и при реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Если творчество, в широком смысле слова, процесс создания нового, то художественное экспериментирование это работа с различными материалами, разнообразными методами, способами и предоставление работ в разных формах.
Дети рисовали снежинки на сухом и мокром листе бумаги.Очень им понравилось рисовать пейзажи воздухом.
Для художественного экспериментирования подходит также такой вид деятельности как ручной труд.Делали поделки «Ветерок» из бросового материала и испытывали его на прогулке.
Конечно мы учитывали,что основная деятельность детей это игровая поэтому на протяжении всего проекта мы играли в разные игры:
С/р игры: «Фабрика цветного льда», «Следы невиданных зверей».
Д/игры: «Холодно- горячо», загадки о зиме. «Кому что нужно для работы?», «Найди лишнее»,П/и: «Мы водные капельки». Все игры были с элементами исследования и экспериментирования.
Дети вместе с родителями делали дома опыты и присылали нам видео или презентацию и мы их вместе просматривали. Очень нашим детям понравилось итоговое мероприятие «Чудо лаборатория»,где дети проводили опыты с водой и воздухом, делали исследования (за чем нам воздух и вода),танцевали и веселились..
В родительском уголке были помещена статья на тему «Непоседа-исследователь».
Дети овладели умением самостоятельно экспериментировать (они могут самостоятельно выделять проблему, поставить цель, подобрать различные материалы, сделать вывод).
У детей прослеживается рост интереса к компонентам живой и неживой природы, расширяется кругозор, развивается наблюдательность, речь
Центр экспериментирования пополнился
-карты-схемы опытов
-картотека игр по экспериментированию
- подборка презентаций опытов, которые делали наши дети с родителями.