Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

АВТОРСКОЕ ПОСОБИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОО: КАМЕШКИ МАРБЛС

Правосудова Наталья Олеговна,
воспитатель,
ГБОУ СОШ № 6, СП «Детский сад №36»,
г.о. Сызрань
«У каждого педагога есть своя копилка игр и игрушек». Это наиболее любимые игры и приемы, которые мы используем в своей работе. Я хочу поделиться с Вами одной из инновационных здоровьесберегающих технологий при работе с детьми – камешки МАРБЛС.
В педагогическом сообществе уже немало представлено работ и материалов о практической ценности использования камешков МАРБЛС в коррекционной работе с детьми.
Они отвечают всем требованиям ФГОС и могут успешно быть использованы в повседневной работе педагогов ДОУ.
Прочитав много работ об использовании камешков МАРБЛС, я решила использовать их в работе с детьми своей группы, учитывая индивидуальные особенности дошкольников.
Работа с камешками МАРБЛС позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его затруднения, развивать способность осознать свои желания и возможность их реализации.
Камешки МАРБЛС – это конструктор для всех возрастных категорий детей.
Свободная игровая деятельность позволяет не только быстро установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально – волевой и двигательной сфер, выявит речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности.
Несмотря на внешнюю простоту и доступность, декоративные камешки МАРБЛС могут использоваться во всех образовательных областях:
- Социально – коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно – эстетическое развитие;
- Речевое развитие;
- Физическое развитие.
Стеклянные камешки МАРБЛС – потомок глиняных шариков, тысячи лет назад служивших игрушками для детей. Свое название они получили от английского слова «marbles», переводимого как «мраморные».
Современные МАРБЛС делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки.
МАРБЛС имеют разнообразную цветовую гамму, форму и текстуру. Их красота завораживает настолько, что и детям и взрослым хочется к ним прикоснуться, подержать в руках, поиграть с ними. Игры с камешками марблс можно проводить с детьми, у которых в совместной деятельности что- то не получается. Красочный материал помогает им активно включаться в работу.
Так эстетическая привлекательность марблс усиливает интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехническим игрушкам.
Дошкольники изучают окружающий мир в процессе игры. Поэтому любая воспитательно – образовательная деятельность в ДОУ не проходит без развивающих пособий.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы. И чем они разнообразнее, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства, возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов. Ребенок начинает экспериментировать, творить.
Хотелось бы поделиться опытом работы с ярким, красочным инновационным материалом, который я использую при работе с детьми, как одну из форм здоровьесберегающих технологий - камешки МАРБЛС.
Данное пособие рассчитано на детей 3-7лет.
Цель: развитие общей и мелкой моторики рук, стимуляция деятельности ЦНС.
При работе осуществляются следующие задачи:
1.         Развивать мелкую моторику, зрительно –двигательную координацию.
2.         Упражнять в ориентировке на плоскости листа.
3.         Обогащать словарный запас.
4.         Развивать фонематическое восприятие.
5.         Формировать и закреплять правильный образ предметов, букв, цифр.
6.         Развивать внимание, память и мышление.
7.         Развивать фантазию ребенка.
8.         Усидчивость.
9.         Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.
10.      Релаксация.
11.      Упражнять в последовательной смене тонуса руки ребенка.
Данное пособие – это мозаичное поле размером (30x30 см.), состоящее из 64 круглых отверстий для размещения камешков МАРБЛС (для изготовления круглых отверстий я использовала крышки белого цвета от питьевых йогуртов), наборы камешков МАРБЛС разных цветов, форм и размеров, шаблоны с картинками, карточки с образцом игрового поля, чудесный мешочек.

Краткая характеристика содержания: игровое пособие с использованием камешков МАРБЛС - это один из инновационных приемов обучения, интересный для детей. Данное пособие может использоваться во всех образовательных областях. Это вариативный материал. Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их индивидуальных возможностей. Материал может использоваться как в организованной образовательной деятельности (групповой, подгрупповой, индивидуальной), так и в самостоятельной деятельности детей.
Планируемые результаты:
Камешки МАРБЛС, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Игры с камешками оказывают положительное влияние на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, что не мало важно в работе с гипперактивными детьми, воспитывает любознательность. Камни используют как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка, снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний в адаптационный период посещения детского сада. Так же, разноцветные камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально – положительного настроения, релаксации. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования.
Игры с камушками оказывают положительное влияние на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка.
Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний.
В ходе использования этих игр происходит стимуляция развития познавательных умений. При многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они остаются интересными, дают возможность творчества, не утрачивают своей привлекательности от игры к игре. Все это объясняется тем, что дошкольник во время игр познает мир и участвует в нем своей общей практической активностью – за счет действий, высказываний, переживаний, замыслов. Ребенок делает что-то сам, по собственному желанию, а значит с интересом и удовольствием. Малыш может оживлять, додумывать, представлять, он является активным участником процесса, а значит такие игры не надоедают. Главные качества, которые может проявить ребенок в играх МАРБЛС - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность и изобретательность.
Игры с камешками МАРБЛС – это физическое и умственное развитие ребенка. Малышей привлекает все таинственное, а камни обладают какой – то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие. В силу позитивных эмоций, сопровождающих действия с камешками значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья.
Требования к организации проведения упражнений с камешками:
1.         Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.
2.         Подбор упражнений осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
3.         Гигиена рук.
4.         Безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром возраста.
5.         Не оставлять наборы в доступном для детей месте.
Дидактическая часть.
Знакомство с камешками МАРБЛС. Сенсорное развитие.
Игра «Знакомство с камешками».
Цель: познакомить с камешками, провести спонтанную игру.
Ход игры: Посмотрите, какие у меня есть удивительные камушки. Давайте вместе поиграем, потрогаем их, рассмотрим. Их можно трогать по одному, а можно набрать целую горсть, сжать в кулачке. Камушки можно рассыпать по столу, и гладить всей ладонью. Выбери камушки, которые тебе нравятся. А теперь те, которые совсем не нравятся. Тебе приятно трогать камешки или нет? Что нравиться делать? Что хочется сделать? Можно перебирание камушков сопровождать чтением стишка:
Говорим и отдыхаем,
Камешки перебираем,
Разные- разные:
Голубые, красные,
Желтые, зеленые,
Легкие, тяжелые.
Игра «Выложи по образцу».
Цель: развивать умение различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.
Ход игры: Педагог предлагает разложить камушки выкладывая их по шаблону, на котором нанесена схема- рисунок, расположения камушков на мозаичном поле.
Игра «Золушка».
Цель: развивать тактильные ощущения.
Ход игры: 1. Разбери по цвету. В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.
2. Разобрать по форме. Так же, как и предыдущие, только камешки разной формы – квадратные и круглые.
3. Разбери по размеру. Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.
Игра Разноцветные дорожки».
Цель: развивать умение выполнять последовательные действия по инструкции, ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Следуя, по дорожке описывай свой путь. Например: «Я иду по синей дорожке, которая идет вверх, направо, вверх на лево, вверх, направо, вверх». Я иду по зеленой дорожке. Дорожка идет налево, вверх, налево, вниз, налево вверх, направо, вверх. Я иду по красной дорожке. Красная дорожка идет: вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, налево.
Игра «Найдем предмет» или «Угадай-ка».
Цель: развитие тактильных ощущений, развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков МАРБЛС (например, небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.).
Ход игры: Педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камешках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск предметов с закрытыми глазами.
Игра «Выложи по заданию».
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Ход игры: педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец-карточку.
Усложнение: выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.
Игра «Помоги».
Цель: развивать умение различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно – поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики.
Ход игры: педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались, необходимо рассортировать их по цветам.
Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет- «зеленый» и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Усложнение: цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.
Ориентировка в пространстве.
Игра «Повтори».
Цель: развивать пространственные представления, формировать ориентировку на листе (игровом мозаичном поле) и в пространстве.
Ход игры: 1. Педагог выкладывает с помощью камешков образец дорожки (фигуры, узора), при этом используются камешки разной формы, размера и цвета. Образец фигуры (дорожек) выкладывается на карточке. Ребенок должен повторить образец на мозаичном игровом поле.
2. Педагог дает устные задания типа: положи синий квадратный камушек - в левый верхний угол, красный - в правый нижний, зеленый круглый – в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.
Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
3. Можно предложить ребенку самому придумать узор, фигуру и выложить на игровом поле, используя камешки разной формы, разного размера и цвета.
Игра «Графический диктант».
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика оптико – пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: педагог дает устные задания типа: положите красный камушек в центр мозаичного поля, синий - в левый верхний угол, зеленый – в правый верхний угол, синий в правый нижний угол, зеленый в левый нижний. Проверку задания можно проводить через предъявления эталона к заданию и через устный контроль педагога.
Игра «Крестики – Нолики».
Как обычные крестики – нолики, только фигурами одного размера, но разного цвета, разного размера, разной формы.
Игра «Змейка».
Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: педагог предлагает выложить змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.
Усложнение: педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).
Овладение звуковым анализом.
Цель: воспитание слуховой дифференциации звуков речи путем различения на слух сходных по артикуляторно – акустическим при знакам звуков. Развитие фонематического восприятия путем выделения на слух места звука в слове, определения, с какого звука начинается слово (гласного или согласного). Развитие звукового анализа и синтеза путем умения делить слова на звуки. Знакомство с буквой.
Игра «Знакомство с буквой». «Знакомство с цифрой».
Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы или цифры, развитие мелкой моторики рук.
Ход игры: педагог уточняет название букв или цифры и закрепляет ее образ путем наложения камушков на ее контур.
Игра «Зеркала».
Детям рассказывается история о буквах – модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражение. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.
Релаксация. Снятие усталости.
Игра «Камешки, дающие радость».
Звучит спокойная музыка (фон шум моря). Дети сидят на ковре. Каждый ребенок держит в руке камень марблс или кабошон. Воспитатель предлагает закрыть глаза, расслабиться и представить себя на побережье; где нас пригревает морской ветерок. Дети играют с камнем. Гладят, рассматривают его.
Игра «Радужные камешки».
Ребенок сидит в кресле. Воспитатель просит закрыть глаза и сделать из ладошек лодочку. Затем он выкладывает марблс и дает «инструкцию». Возьми камушек в ладошки, согрей его, сложи ладошки вместе, покатай, подыши на него, согрей своим дыханием, отдай ему часть своего тепла и ласки. Открой глаза, посмотри на камешек, расскажи ему о чувствах, которые возникли у тебя во время выполнения упражнения».
Игра «Камешек настроении».
Цель: создание ситуации выбора. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.
Ход игры: педагог предлагает выбрать камешек своего настроения (звучит тихая, приятная музыка, каждый ребенок берет камешек обдуманно, не торопится). Расскажите как вы выбрали свой камешек, что чувство, при этом. Дети по очереди делятся своими впечатлениями.
При использовании камешков МАРБЛС у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
Работа камешками МАРБЛС позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развит способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Октябрь 2021