Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ СО ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ

Каюкова Елена Климентьевна
Педагог-психолог, педагог дополнительного образования
МБОУ “ Южная
с.Южное Омской области
Рекомендации для педагогов по работе со школьной тревожностью
В настоящее время растет количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах. Поэтому знание причин возникновения повышенной тревожности приводит к возможности своевременной помощи способствующей снижению тревожности
Школьная тревожность - это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Основными диагностическими признаками школьной тревожности являются пассивность на уроках, скованность при ответах, смущение при малейшем замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти себе занятие, любит находиться среди детей, не вступая, однако, в тесные контакты с ними. Кроме того, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок начинает чаще болеть, снижается сопротивляемость соматическим заболеваниям. Нежелание ходить в школу чаще всего возникает из-за недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует о том, что ребенок чувствует себя в школе дискомфортно. Противоположную форму проявления школьной тревожности представляет собой излишняя старательность при выполнении заданий. Рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках – это тоже признак школьной тревожности [2]. Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. Вот несколько факторов, воздействие которых способствует ее формированию и закреплению:
·      учебные перегрузки;
·      неспособность учащегося справиться со школьной программой;
·      неадекватные ожидания со стороны родителей;
·      неблагоприятные отношения с педагогами;
·      регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
·      смена школьного коллектива и /или непринятие детским коллективом.
Тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует индивидуальный оптимальный уровень «полезной тревоги». Тревога, беспокойство бывает не обоснована обстоятельствами или приобретает неадекватную форму: человек начинает тревожиться всегда и везде, и от этого он не может чувствовать себя достаточно спокойно для того, чтобы разумно воспринимать и правильно реагировать на те или иные обстоятельства жизни.
Причины тревожности определяются после проведения диагностики школьной тревожности Филлипса в младших и средних классах.
Результаты исследования
Результаты показаны за 3 года одного класса
Причиной повышенной тревожности в 5 классе стала адаптация детей в среднем звене, в частности у многих были проблемы и страхи в отношении с учителями.
Необходимо знать, обучающиеся с высоким и повышенным уровнем тревожности эмоционально острее, нежели низко тревожные реагируют на сообщение о неудачах; у них боязнь неудач доминирует над стремлением к достижению успеха. Следовательно, у таких детей нужно формировать уверенность в себе, не акцентировать внимания на неудачах, всячески подчеркивать положительные результаты их работы и учебы. Тем самым каждому из них дается возможность пережить чувство успеха, возможность воспринимать себя как достаточно успешного человека.
Рекомендации педагогам
ü Главное, что должны сделать взрослые в этом случае, - это обеспечить ребёнку ощущение успеха.
ü Ребёнка нужно сравнивать только с самим собой и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.
ü Если во вчерашнем диктанте было пропущено три буквы, а в сегодняшнем – только две, то это надо отметить как реальных успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценён взрослыми.
ü Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
ü Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку
Не в последнюю очередь – важную роль играет особенности воспитания, завышенными требованиями родителей к ребенку (например, все нужно знать и делать только на «отлично»).
Избежать школьной тревожности можно лишь одним способом – формируя высокое самоуважение учеников, которое содержит три составляющих. Когда они чувствуют,
1. что могут решать задачи,
2. знают, что могут строить удовлетворяющие обоих отношения с педагогом,
3. вносить свой особый вклад в классный коллектив
Также формируйте веру в успех, концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах, признание достижений.
Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
Надо понаблюдать за поведением детей в урочное и неурочное время (на классных часах, других мероприятиях), об изменениях в поведении детей сообщить психологу.
Провести беседу с родителями, выяснить обстановку в семье, возможные причины повышенной тревожности детей.
Значимость рассматриваемой проблемы, заключается в том, что в младшем школьном возрасте одной из основных причин возникновения неадекватного поведения ребенка является тревожность. Тот уровень, который не изматывает ребенка, а создает тонус его деятельности называется конструктивной тревогой. В свою очередь деструктивная тревога вызывает состояния паники, уныния. Она дезорганизует не только учебную деятельность, но и разрушает личностные структуры. Основная цель помощи взрослого ребенку – сделать так, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, научился уважать свою индивидуальность [5].
С целью снижения тревожности в поведении детей младшего школьного возраста была составлена коррекционно-развивающая программа, направленной на развитие конструктивных способов взаимодействия тревожных детей, их межличностных отношений, а также на развитие коммуникативных умений.
. Новые требования и новые задачи, которые ставит перед ребенком школа на каждом новом этапе обучения, подчас превосходят его возможности, изменяя состояние эмоциональной сферы и вызывая неспецифическую стрессовую реакцию организма, поэтому в своей работе большее внимание я уделяю эмоциональным проявлениям нашим обучающихся.
Октябрь 2021