Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В 5 КЛАССЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Усманова Елена Алексеевна,
зам.директора по УВР,
АНОО «Петербургский лицей»,
г.Киров
Педагогический мониторинг в 5 классе
(из опыта работы)
ФГОС. Кто из педагогов не испытывал волнения, когда слышал данную аббревиатуру. Вот и мы, учителя средней школы, окунулись в огромный поток информации, связанной с введением стандартов нового поколения. Учителя, испытывали трудности в том, как применить свои знания и опыт в новой педагогической ситуации, а мы, завучи, задумывались, как все это проанализировать.
За период обучения на ступени НОО проводилась планомерная работа по определению сформированности предметных (плановые контрольные, комплексные работы, срезы знаний), личностных и метапредметных (с помощью оценочных методик) УУД.
Все данные были обработаны в соответствии с критериями оценки и представлены в виде таблиц, схем, диаграмм, оценочных листов и листов индивидуальных достижений учащихся. Были подведены итоги, отслежена индивидуальная динамика развития УУД, проведена коррекционная работа, намечены дальнейшие перспективы развития обучающихся. Работа трудоемкая, но она дала возможность прогнозирования результатов освоения ООО НОО. Нужно отметить, что в ходе проведения мониторинга возникали определенные трудности при составлении таблиц и интерпретации результатов.
2020-21 учебный год. 5 класс
I. Входные контрольные работы
Начали мы с входных контрольных работ по математике, русскому языку и английскому языку. Данные обработали, проанализировали, составили таблицы.

Фамилия, имя, отчество учителя

Класс

 Уч. В классе

Писали работу

Написали на

УУ

%

КЗ

%

СОУ

%

СР.Б.

5

4

3

2

II. Классно-обобщающий контроль
В октябре 2020 года в соответствии с планом ВСОКО был организован и проведен классно-обобщающий контроль в 5 классе.
Основная тема: «Адаптация учащихся 5 класса к процессу обучения в условиях введения и реализации ФГОС ООО».
Цель:
Проанализировать условия адаптации учащихся к процессу обучения в условиях введения ФГОС ООО.
В ходе контроля была проведена следующая работа:
1.         Проверена техника чтения учащихся.
2.         Посещены и проанализированы уроки.
3.         Проведен анализ качества знаний обучающихся 5 класса (оценки за 1 четверть) в сравнении с прошлым учебным годом (годовые оценки по предметам).
4.         Проведены и проанализированы контрольные работы за 1 четверть по русскому языку и математике.
5.         Проверены тетради обучающихся по русскому языку и математике.
6.         Проведены анкеты для пятиклассников: «Отношение школьников к учению», «Диагностика уровня мотивации обучающихся», «Выявление уровня самооценки».
7.         Проведены анкеты для родителей и учителей.
1. Проверка техники чтения
Критерии оценивания: темп чтения, уровень ошибочности при чтении, выразительность чтения и его осознанность.
Проверка показала, что большинство учащихся класса имеют навыки беглого, осознанного и выразительного чтения. Но некоторые учащиеся допускают ошибки во время чтения. Данные занесены в таблицу.
Рекомендации:
1.         Учителю … изучить индивидуальное чтение каждого учащегося, обеспечить условия для формирования навыка беглого и осознанного чтения на уроках русского языка и литературы, обратить особое внимание на совершенствование чтения.
2.         Включать в уроки упражнения с установкой на безошибочное чтение.
3.         Учителям – предметникам, работающим в 5 классе, обратить внимание на формирование безошибочного чтения, отрабатывать навыки самостоятельной работы с текстом.
2. Анализ уроков
УМК, используемые в пятом классе, соответствуют требованиям ФГОС ООО, рекомендованы (допущены) к использованию в образовательных учреждениях на 2020-21 учебный год.
Рабочие программы составлены по всем предметам учебного плана на основе ФГОС ООО и примерных программ по предметам, оформлены в соответствии с Положением о рабочей программе, рассмотрены на методических объединениях учителей-предметников, утверждены директором лицея.
В ходе контроля в классе посещены и проанализированы уроки (математика, русский язык, литература, технология, английский язык, изобразительное искусство, история, обществознание).
Посещенные уроки показали, что учителя, работающие по новым стандартам, постепенно отходят от традиционных методов ведения урока. Стремятся строить учебную работу на основе деятельностного подхода. Преобладающий стиль общения - сотрудничество учителя и ученика, чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы. Учителя стали уделять больше внимания использованию приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы. Учащиеся пытаются решать небольшие, но посильные проектные задачи.
3. Анализ качества знаний обучающихся 5 класса в сравнении с прошлым учебным годом.
Анализ показал, что качество знаний по предметам в сравнении с прошлым годом повысилось по русскому языку – на 8 %, математике – на 17 %, понизилось по географии, биологии, по остальным предметам осталось на прежнем уровне и составляет по английскому языку 83%, по литературе, музыке, изо, физкультуре, технологии – 100%.
По статистике снижение качества знаний обучающихся в 5 классе оставляет актуальной проблему преемственности начальной и средней школы. Наши учащиеся показали хорошие результаты.
Итоги успеваемости за 1 четверть

Класс

Кол-во уч-ся

Кол-во детей, занимающихся на:

Успеваемость

%

Кач-во

%

«5»

«4» и «5»

«3»

и

«4»

«2»

и

«3»

4. Контрольные работы за 1 четверть по русскому языку и математике.
Цели:
1. Проверить знания, умения, навыки учащихся по ключевым темам.
2. Проанализировать готовность учащихся к дальнейшему обучению.
Выводы:
1. В основном обучающиеся усвоили обязательный минимум содержания образования.
2. Уровень обученности учащихся 5 класса составляет ниже 100%.
Рекомендации:
Учителю … провести коррекционную работу с обучающимися.
5. Проверка тетрадей обучающихся по русскому языку и математике.
Цель проверки:
- выполнение учителем норм проверки тетрадей;
- правильность оформления письменных работ;
- соблюдение единого орфографического режима;
- наличие (отсутствие) работы над ошибками;
- правильность подписи тетрадей;
- соответствие объема классных и домашних работ.
Рекомендуется:
1. Обратить внимание учащихся на эстетику оформления тетрадей и письменных работ.
2. Требовать от обучающихся соблюдения единого орфографического режима, написания даты и вида работы, темы.
6. Анкетирование пятиклассников «Отношение школьников к учению»
1.Какие предметы тебе нравятся?
Анкетирование показало, что 1 ученику нравятся все предметы, многим нравятся сразу несколько предметов, поэтому: 7 - отдают предпочтение математике, 8 – русскому языку, 6 – изо, 5 – физкультуре, 4 – истории, по 2 – литературе, английскому языку и технологии, по одному ученику - информатике, музыке, обществознанию.
2. Какие предметы тебе не нравятся? Почему?Не знаю –1 ученик, нет таких предметов - 4
Не нравятся биология, география- 2 - нужно запоминать много терминов; английский язык (3) - он сложный.
3.Какие трудности ты испытываешь, обучаясь в 5 классе?Никаких – 6
Не везет с английским языком, строго относятся, много задают.
4.Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?От 1 часа до 2-3 часов.
5. Что мешает тебе учиться?Ничего – 8, не знаю – 2.
Музыкальная школа-1, компьютерная зависимость-1
Диагностика уровня школьной мотивации учащихся.
С целью выявления школьной мотивации учащихся был проведен тест «Оценка уровня школьной мотивации».
Установлено 5 основных уровней школьной мотивации.
1 уровень. Высокий уровень школьной мотивации - 2.
2 уровень. Хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью– 3 ученика.
3 уровень. Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью - 5 учеников.
4 уровень. Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, на уроках занимаются посторонними делами. Испытывают затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе – 1 ученик. Группа риска. Нужна дополнительная работа по повышению мотивации к учению.
5 уровень. Негативное отношение к школе – 1.
Определение уровня самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Учащимся предлагается следующая инструкция:
Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске).
На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть - чуть получше, на третьей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставят вас ваши родители?
Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка;
4-7 ступени – адекватная самооценка;
8-10 ступени – завышенная самооценка
В основном у учащихся адекватная самооценка.
7. Анкетирование родителей.
В ходе анкетирования мы получили такие ответы родителей:
Ученикам даются легко такие предметы как: математика (5), литература (4), история, биология, английский язык – по 2, география (1).
Подготовка домашнего задания по следующим предметам вызывает затруднения: английский язык (5), русский язык (4), математика (3), биология, география – по 1.
Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету: внимательное, терпимое отношение к ученикам, дополнительные занятия по непонятным темам, хотелось бы, чтобы учителя уделяли внимание работе над ошибками.
Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке: не быть безразличным, заинтересовывать, более медленно объяснять, при необходимости повторить, внимательно выслушать, иногда помогать сформулировать ответ правильно.
Почти все родители осуществляют постоянный контроль выполнения домашних заданий. Свои отношения с учителями дети воспринимают в основном положительно.
Анкетирование учителей.
Учителя считают, что отметки, выставленные ученикам в начальной школе, соответствуют реальным знаниям и умениям. Причинами проблем в учебной деятельности по предметам являются несобранность, невнимательность, отсутствие мотивации, неумение распределить свое время. Для преодоления трудностей, связанных с изучением отдельных предметов, родителям рекомендуется помочь организовать учебный день ребенка и строго контролировать выполнение домашних заданий.
Родители могут рассчитывать на консультации и дополнительные занятия с обучающимися.
Общие выводы:
1. Почти все обучающиеся адаптировались к процессу обучения в 5 классе и подготовлены к изучению учебного материала основной школы.
2. Большинство школьников осознают необходимость обучения, владеют умственными операциями.
3. Учителя, преподающие в 5 классе, хорошо знают предмет, методику преподавания. Организация учебно-воспитательного процесса в 5 классе ведётся в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
4. Учителя учитывают возрастные и психолого-педагогические особенности учащихся.
5. Проводится работа по формированию предметных, метапредметных и личностных УУД.
6. Уровень сформированности классного коллектива достаточный.
Результаты классно-обобщающего контроля были рассмотрены на заседании МС лицея в присутствии учителей, работающих в данном классе.
III. Анализ контрольных работ за 2, 3 четверть 2020-21 уч. года Результаты проанализированы (проведен сравнительный анализ), данные занесены в таблицы. Учителям даны рекомендации по дальнейшей работе с обучающимися.
IV. Результаты участия учащихся 5 класса в Политоринге
Использование данных полиатлон-мониторинга - независимая оценка качества образования.
V. Проведение промежуточной аттестации в 5 классе
Учащиеся 5 класса сдают экзамены по русскому языку, математике, английскому языку и биологии.
VI. Анализ работы с портфолио
VII. Анализ участия учащихся в работе над проектами
VIII. Заполнение листов достижений учащихся
IX. Подведение итогов мониторинга, составление рекомендаций
Список использованной литературы:
1. «Мониторинг сформированности УУД на ступени основного общего образования» https://infourok.ru/monitoring-sformirovannosti-uud-na-stupeni-osnovnogo-obschego-obrazovaniya-404313.html
2. Кондратенко Е. Проектирование системы внутреннего мониторинга качества образования с учетом новых ФГОС. Издательство «1 сентября» журнал «Управление школой» декабрь2015.
Октябрь 2021