Конференции

    ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

    Гроссу Светлана Михайловна,
    учитель,
    филиал «Пустошинская СШ-д/с» МБОУ «Ластольская СШ»,
    д. Пустошь, Приморский район, Архангельская область
    Инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. Согласно федерального закона «Об образовании в РФ» инклюзивное образование подразумевает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
    В современной школе уже никого не удивишь возможностью получения доступа к образованию всех категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Сегодня, пожалуй, каждая школа в России инклюзивная.
    Организация обучения таких детей в обычных школах, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, даёт возможность избежать помещения детей на длительный срок в интернат, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
    Внедрение практики инклюзивного образования предъявляет к участникам образовательного процесса повышенные требования. Основными условиями при реализации инклюзивного обучения являются: небольшая наполняемость класса; наличие педагогических кадров со специальным образованием; разработка адаптированных образовательных программ, индивидуальных планов; создание необходимого уровня комфортности, включая специализированные средства передвижения и организацию адаптивных учебных мест и др.
    К сожалению, при реализации инклюзивного образования остаётся достаточно препятствий, которые необходимо преодолевать. Например, неприспособленность инфраструктуры для нужд инвалидов (особенно в зданиях старой постройки), финансовые и материально-технические трудности, отсутствие кадровых ресурсов, проблемы психолого-педагогической подготовки и сопровождения всех участников инклюзивного образования и пр.
    Помимо организации доступной среды, необходима организация специальной систематической психолого-педагогической поддержки коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого ребенка.
    Психолого-педагогическая поддержка предполагает:
    - оказание помощи ребенку, одноклассникам, родителям, учителям при формировании взаимоотношениях между ними;
    - работа по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе;
    - помощь в сохранении эмоционально комфортной обстановки в классе;
    - создания для ребёнка ситуации успеха в доступных ему видах деятельности.
    Несмотря на то, что инклюзивное образование реализуется уже не один год, тем не менее, проблемы при его реализации вполне ощутимы. О наличии в штате психолога, дефектолога, тьютора в большинстве случаев остаётся лишь мечтать. Педагоги зачастую остаются один на один при обучении особых детей. Особенно остро эта проблема встаёт в сельских малокомплектных школах, где одновременно обучаются по два-три класса, и ещё особые дети, требующие пристального внимания. При этом нагрузка учителя при подготовке к урокам увеличивается в разы! А на уроках дети недополучают учебного времени, и соответственно знаний.
    Подводя итоги, хочется отметить, что инклюзивное образование в современном образовании приобретает всё более широкие масштабы, но в большей мере качественным и правильным остаётся лишь на бумаге. Проблем много, и их решение требует серьёзного финансирования, подготовки специалистов.
    Ноябрь 2021