учитель начальных классов
МОУ Можаров-Майданская СШ
с. Можаров Майдан
Воспитание патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения – основа жизнеспособности любого общества и государства. В настоящее время процесс развития патриотизма становится приоритетным направлением и главной составляющей гражданского образования
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют очередной раз задуматься о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений.
Младший школьный возраст – лучший период для формирования у ребенка чувства патриотизма.
Чтобы достигнуть определенного результата в гражданско – патриотическом воспитании, в своей работе мы используем новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Говоря об инновационных технологиях в гражданско- патриотическом воспитании, прежде всего, хотим рассказать о тех, которые используем в своей работе чаще всего: это квест-игра, интерактивная технология, проектные технологии, музейная педагогика, тематические акции совместно с информационно – компьютерными технологиями.
Квест- технология – это командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией,что является основным требованием ФГОС.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Технология интерактивного обучения означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания:
1) “ролевые игры” – в них отрабатываются тактика социально-значимых действий, выполнения обязанностей конкретного лица. Для их проведения разрабатывается модель-пьеса ситуации, между участниками распределяются роли с «обязательным содержанием». В ходе ролевой игры молодёжь осмысливает культурный опыт; участники сопоставляют собственное поведение, установки, убеждения с социально значимыми образцами.
2) “социально-психологический тренинг” – форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы;
3) “социодрама” – сюжетно-ролевая игра, которая ставит воспитанника в ситуацию личностного выбора, что способствует развитию самосознания, помогает в осмыслении конкретных проблем и событий. Социодрама – это тоже «театр», но только социально-психологический, в котором отрабатываются умения продуктивного взаимодействия, конструктивного общения, рефлексии действий и поступков.
4) “Гражданский Форум” – интерактивная технология, которая помогает педагогам продвигать воспитанников по ступеням гражданского участия, приобщать к политическому процессу; преодолевать в сознании молодёжи безразличие и пассивность к тем общественным процессам, которые затрагивают жизнь каждого человека; развивать умение вести взвешенный диалог, мыслить в масштабах интересов всего общества, анализировать, выявлять преимущества и недостатки того или иного подхода
В последние годы одной из наиболее эффективных форм гражданско - патриотического воспитания школьников становится организация волонтерских отрядов. Существует несколько основных форм организации волонтерских отрядов: - «команда» − группа от 3 до 30 человек активистов, созданная и работающая на базе общественной организации, молодежного клуба или учебного заведения. Группа имеет своего лидера (руководителя), установленное место сбора, план работы. Как правило, основным движущим и объединяющим фактором для участников группы является общение в хорошей компании; - «агентство» − независимые друг от друга отдельные люди, объединенные общей идеей и привлекаемые по мере необходимости. Как правило, «агентство» имеет ядро в виде инициативной группы, которая время от времени организует мероприятия; - «система» − объединение команд, агентств, подчиняющихся общим правилам и идеологии. Подобная форма организации требует финансовой поддержки, офиса, документации, а порой и официальной регистрации.
Технология метод проектов помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.
В рамках публичной истории, участники осваивают основы исторической инфографики. Обладая способностью привлечения большего внимания, чем текст, инфографика дает возможность компактной СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОД организации больших объемов информации. Воспитанники приобретают и тренируют навыки работы с текстом, выявляют главную информацию, представляют информацию в удобном и понятном виде.
На базе образовательных учреждений создаются повсеместно музеи, музейные уголки, которые пользуются огромной популярностью как у учеников, так и у их родителей. Темы, как для музеев, так и для музейных уголков используются самые разнообразные – такие как: Музей «Народных промыслов», уголок Боевой и Трудовой Славы.
Значимость музеев достаточно высока, так как здесь учащиеся не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.
Эффективность функционирования музеев и музейных уголков уже давно доказана и можно сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у школьников является действенным и эффективным.
Также педагоги могут использовать кинотренинг, который представляет собой совокупность приёмов, организующих групповую дискуссию по содержанию (или его фрагмента), направленную на развитие навыков общения, межличностного взаимодействия, коммуникативной компетентности и проницательности, профессиональных умений и навыков. Кинотренинг оказывает эффективное воздействие, способствует правильному формированию чувства патриотизма у обучающихся. Цели использования кинотренинга – это не только совершенствование способности самовыражения, развитие познавательной активности, формирование коммуникативной компетентности, но и проверка своих знаний в анализе жизненных ситуаций, поскольку в процессе анализа кинофильма участники выражают свои мнения. В процессе кинотренинга педагог играет важную роль. В круг его задач входит следующее: задавать вопросы, организовать и поддерживать дискуссию после просмотра фильма, побуждая участников к активному выражению своих чувств, оценок и мыслей по поводу увиденного. Он должен внимательно слушать, активно использовать техники обратной связи.
Традиционным в работе по гражданско - патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций, с помощью компьютерных технологий готовятся листовки, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.
В рамках празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне прошла патриотическая акция «Открытка ветерану» с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к ветеранам. Дети совместно с учителями изготовили поздравительные открытки и поздравили ветеранов.
Таким образом, результаты работы показывают, что использование инновационных технологий в гражданско- патриотическом воспитании младших школьников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
Список литературы:
1. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. Свердловская ОУНБ; КХ.