Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Носуленко Ирина Владимировна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Фощеватовская СОШ Волоконовского
района Белгородской области»
Папанов Алексей Александрович
Учитель истории
МБОУ «Фощеватовская СОШ Волоконовского
Района Белгородской области»
с. Фощеватово
Формирование нравственной культуры у детей с ОВЗ посредством образовательной среды
Образовательная среда, как писал Л.С. Выготский, создает зону ближайшего развития ребенка, условия для того, чтобы его личность непрерывно менялась, развивалась, полноценно интегрировалась в обществе и была нацелена на совершенствование личности [2].
Как справедливо отмечают И.Ф. Исаев м И.П. Ильинская, среда обуславливает содержание, характер образования и воспитания, а также создает предпосылки для их функционирования и развития. Поэтому очень важно изучать среду, в которой находится конкретное образовательное учреждение, в частности влияние среды на объекты и субъекты, формирующиеся в нем [3].
Говоря о воспитательной среде образовательной организации как факторе формирования нравственных ценностных ориентаций у детей, следует особо отметить, насколько это важно для детей, имеющих особые образовательные особенности.
Понятие образовательная среда является более узким, чем воспитательная среда в целом. Поэтому и субъектом воспитательной среды образовательной организации, на наш взгляд, следует отнести всех участников процесса: обучающихся, их родителей, педагогов, воспитателей и коллектив в целом.
В соответствии с современными требованиями понятие «образовательная среда» было бы более точным, так как мы учитываем все возможности для реализации процесса нравственного воспитания. Однако, речь идет о воспитательном аспекте педагогической деятельности, о формировании нравственной культуры детей. В соответствии с Программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на уровне общего образования нравственное воспитание осуществляется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности при совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества, что, как мы считаем, и характеризует образовательную (воспитательную, воспитывающую) среду образовательной организации [4].
Наряду с урочной, организуется и досуговая деятельность воспитанников. Занятия с детьми, помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и нравственного воспитания. Они важны и для самого педагога и воспитателя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний.
Созданная система внеклассной и внеурочной работы в школе позволяет максимально включить всех детей в проводимые мероприятия и развивать их всесторонне. Охарактеризуем ценность в плане формирования нравственной культуры личности некоторых форм внеурочной работы: этическая беседа, кружок, экскурсия.
Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений младших школьников является этическая беседа. Этические беседы – это подготовленные и организованные занятия. Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, с учетом индивидуальных особенностей детей.
В системе как школьного так и дополнительного образования на протяжении многих десятилетий широкое распространение получили студийные и кружковые формы интеллектуального, нравственного, художественно-творческого развития детей с ОВЗ. Вступление в ту или иную студию, кружок, обуславливается, главным образом, наличием желания со стороны детей, открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их особенно увлекает. Именно создание временных коллективов позволяет объединить детей и ограниченными возможностями здоровья в микроколлективы, группы по интересам. Главной целью таких занятий является развитие личности, которое осуществляется посредством образования и воспитания, развития творческих способностей.
Экскурсия – это хорошо спланированное и продуманное мероприятие. Только такая экскурсия способна научить чему то, оставить в душе ребенка неизгладимый след. Тематические экскурсии помогают учителям более образно, ярко познакомить детей с материалом по какому-нибудь предмету (история, биология, география). Многие педагоги осознали необходимость введения экскурсии в программу обучения, видя в них эффективную приобретения знаний и важное средство нравственного воспитания.
Итак, воспитательная среда образовательной организации как некая система, на наш взгляд комплексно охватывает весь педагогический процесс, в частности учебные занятии, внеучебная деятельность, а так же взаимодействие с различными учреждениями, которые принимают участие в организации учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, воспитательная среда имеет огромный потенциал, являясь одним из главных и эффективных факторов в формировании нравственной культуры обучающихся с ОВЗ.
Ноябрь 2021